morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

«Смерть комиссара»

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939)
► «Смерть комиссара». 1927 г. Эскиз.
Холст, масло. 73 x 91 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► «Смерть комиссара». 1928 г.
Холст, масло. 196 x 248 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.





«Смерть комиссара» стала одним из лучших в советской живописи произведением, посвященным гражданской войне. И, как любое творение любого большого мастера, его трактовать можно по-разному.

Одна из основных тем для ПЕТРОВА-ВОДКИНА – тема жизни, жертвенности и смерти впервые решена в образах героев революции. В основу сюжета картины взят один из эпизодов жестоких боёв гражданской войны. Падает смертельно раненый комиссар, его тяжелеющее тело поддерживает красноармеец, отряд бойцов продолжает движение вперед. Однако изображённая сцена перерастает рамки факта, поднимаясь до философского, символического звучания. Изображение храма на дальнем плане – один из узловых центров произведения, а мизансцена с умирающим комиссаром является завуалированной аллюзией Пьеты.

Работа над картиной началась весной 1927 года – сохранился карандашный набросок, в котором намечена композиция, без изменения претворённая затем в большом эскизе маслом, хранящемся в Третьяковской галерее.

Вспоминая позднее работу над первым вариантом образа комиссара, Петров-Водкин говорил: «Кто он? Он типографский рабочий – так я решил где-то внутри – из Питера. Он с Волги, а раз так, то в нём должно быть что-то татарское или мордовское». В эскизе комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда. Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором. Несмотря на столь чёткое представление о том, кем был погибший комиссар отряда, автор, очевидно, остался неудовлетворён решением образа.

В конце 1927 – начале 1928 года художник решительно изменил образ комиссара – иное лицо и иное положение фигуры. Прототипом стал поэт Сергей Дмитриевич СПАССКИЙ (1898-1956). На ряде близких между собой по времени набросков повторяется резкий профиль повернутого теперь вправо, обострившегося лица смертельно раненого. Профиль модно причёсанной головы комиссара заметно отличается от наголо остриженной головы рабочего на первоначальном эскизе. На эскизе мы видим человека, ещё вчера стоявшего у станка, а сегодня взявшего в руки винтовку, а на картине – тип пролетария, искушённого социальными соблазнами начала ХХ века. Он лежит среди разбросанных, не заросших травой камней и, даже умирая, не выпускает из руки оружие.

► Сергей Дмитриевич СПАССКИЙ с супругой Софьей Гитмановной (1901-1962). 1920-е гг. Фотография из коллекции музея-квартиры А. БЕЛОГО в Москве.



Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни? К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ требовал от драматургов и от актёров при создании художественного образа всегда подразумевать предысторию героя и его дальнейшую судьбу за текстом пьесы. Можно сделать аналогичное построение: думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он не вернулся бы на завод. Скорее всего, перед ним открылась бы широкая дорога советского партработника, или, в случае неудачной карьеры, он стал бы поэтом Сергеем СПАССКИМ, начавшим в 1917 с футуризма, добывавшим хлеб переводами и оперными либретто, после войны несколько лет проведшим в лагерях и ссылке, и кончившим мемуарами. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». Мастер, знавший толк в словесности и драматургии, ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. На картине смерть лишь подразумевается, однако нет крови, ран, трупов. И, тем не менее, работа – о смерти. Прежде всего, о смерти духовной.

И почему смерть «комиссара», а не «командира»? Здесь важны оттенки: командир – главный в отряде по праву образования, опыта, знаний и почесть ему в случае ранения оправдана. А комиссар воспринимается как идеологический кнут, погоняла на привилегированной должности.

Не претерпевает изменения характеристик второй главный образ – образ красногвардейца, поддерживающего комиссара, хотя обе фигуры поменялись и ракурсами голов. И в эскизе, и на картине Петров-Водкин настойчиво подчёркивает его национальные черты: боец явно русский крестьянин, а не рабочий. Он является органичным контрастом образу комиссара. Отличие подчеркивается и отвержением оружия: он роняет винтовку, несколько отстраняя её от себя, чего нет в эскизе. Его взгляд направлен назад – в прошлое, либо к погибшим раньше; комиссар устремляет предсмертный взор вперёд – в будущее, в точку удаления отряда. В целом, комиссар и красногвардеец представляют нерасторжимое художественное и идейное единство, их можно назвать аллегорией «союза рабочих и крестьян». Данной парой фигур художник показал весь трагизм русской нации, ввергнутой в водоворот гражданской войны.

В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. И, по замыслу автора, она умышленно перерезана холмом у головы красноармейца: этот обманутый крестьянин ещё недавно ушёл из храма, но, будучи вовлечённым в инерцию истребления своих соплеменников, так и не нашёл в себе сил вернуться. Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет.

Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», умышленно выстраивает людей, идущих в бой, колонной, что противоречит здравому смыслу. А в левом верхнем углу картины написана река, своим течением устремлённая в направлении, противоположном движению отряда. Между водным и людским потоками, расположился небольшой городок с церковью посередине. Это противопоставление движения реки сверху (из глубины) и отряда – вниз (в глубину) картины наводит на мысль о реке как нехитром символе жизни и об отряде – символе смерти. Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю?!), наследив умирающими фигурами. Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади. Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей, оставляют их без какого бы то ни было внимания и, даже потеряв идейного вожака, не реагируют на утрату. Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, комиссары. Художник не верит в будущее этих людей, в жизненность их идей. Обратите внимание: у всех героев картины пусты патронташи, и, тем не менее, отряд рвётся в бой.

Сосредоточивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер открывает в картине значительную пространственную глубину с дальними селениями, плавными силуэтами холмов, с синей лентой реки, бледно-зелёными пашнями. Словно глазами умирающего комиссара увиден этот мир, огромный, как планета, и в то же время, близкий и осязаемый, одновременно динамичный и застывший.

Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. Приём сферической перспективы играет роль художественной метафоры, выражающей философскую позицию автора. Картина сознательно построена Петровым-Водкиным на повторах и уподоблениях, сближающих её строй со строем народной песни, протяжной и печальной, как песни о героях волжской вольницы.

Значительную роль в образном решении играет колорит картины – гармоничное сочетание голубовато-зелёных и охристых тонов. Цвет подчёркивает глубину пространства, помогает ощутить лёгкость и прозрачность голубоватой дымки, материальность, весомость предметов и фигур. Напряжённым, драматическим аккордом звучит чёрный в сочетании с красным в фигуре комиссара. Равновесие основных цветовых плоскостей определяет цельность и декоративность холста.
Tags: 1920-е, XX век, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Гражданская война, Живопись 1920-х, Живопись п.п. XX в., Облака, ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич, Россия 1917-1922 годов, Станиславский К.С., Фотография XIX-нач.XX века, Эскиз/этюд и воплощение
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments