Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Святой благоверный князь Александр Невский». Спас на крови. Абастумани.

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942)
► «Святой благоверный князь Александр Невский». Эскиз росписи церкви Воскресения (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.
Бумага, графитный карандаш, гуашь, золото. 50 x 27 см.
Частное собрание.
► «Благоверный князь Александр Невский». Эскиз для мозаичного образа северного киота храма Воскресения Христова. 1894 г.
Бумага на картоне, гуашь, графитный карандаш, бронза, белила. 50 x 28 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► «Князь Александр Невский». Эскиз росписи церкви Воскресения (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. 1894-1897 гг.
Бумага, гуашь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
► «Благоверный князь Александр Невский». Оригинал для мозаики северного киота храма Воскресения Христова. 1894-1895 гг.
Холст, масло. 140 x 80 см.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
► «Благоверный князь Александр Невский».
Смальта. 148 х 72 см.
Мозаика северного киота храма Воскресения Христова. Мозаика исполнена в мастерской Академии художеств «прямым» способом.




Икона «Святой благоверный и великий князь Александр Невский» находится в северном киоте храма Воскресения Христова (Спас на крови). Мозаика выполнена по эскизу художника Михаила Васильевича НЕСТЕРОВА (1862-1942).

Князь изображён в рост, вполоборота к зрителю. Левой рукой он ставит красную свечу перед иконой Богородицы. Одигитрия (греч. Οδηγήτρια – Указующая Путь, Путеводительница) – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Она указывает на Него. По преданию, первая Одигитрия (Влахернская) была написана евангелистом Лукой. Икона стала охранительницей Константинополя, её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов.

Семь свечей зажжены перед иконой – по числу семи таинств, его свеча третья (нет какого-то определённого, закреплённого каноном перечня, но чаще всего третьим таинством называют покаяние – признание в своих совершённых грехах перед Богом и священником).

На иконе надпись «Не в силе Бог, а в правде». В 1240 году шведы выступили в поход на Новгородские земли. Александр укрепил свою дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!». И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней – святых мучеников Бориса и Глеба в багряных одеждах. На следующий день Александр Ярославич со своей дружиной и новгородским ополчением разбил шведское войско на реке Неве. За эту победу, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал князя Александра Невским.

Правой рукой князь осеняет себя крестным знамением, касаясь пальцами большого креста на груди. Голова Александра склонена, глаза закрыты. Вокруг головы – золотой нимб.

Александр одет в тёмно-синюю рубаху, украшенную вышивкой и широкой золотой лентой с драгоценными камнями по подолу и манжетам. Поверх рубахи – металлическая кольчуга с поясом. Кольчуга длиной до середины бедра, с короткими рукавами по локоть, с небольшим разрезом спереди для удобства езды верхом. На ногах – коричневые порты, поножи (на Руси их называли «бутурлыками») и кожаные сапоги с металлическими декоративными накладками. На плечи накинут кафтан прямого покроя, с двумя застёжками, с длинными рукавами и широким воротником. Ткань кафтана бежевого цвета, украшена вышивкой – растительным орнаментом и восьмиконечными крестами.

Александр стоит на синем ковре с геометрическим рисунком, растительным орнаментом и изображением птиц. У его ног, под иконой – гранёный шлем (шелом) конической формы с острым навершием, круглый щит и меч. Шлем и рукоять меча декорированы драгоценными камнями. Символично, что именно щит положен сверху – символ защиты, а не нападения. И если капает воск со свечи князя, то он падает именно на щит, как благословение: перед Александром Невским стояла задача не только сохранить и укрепить славянское государство, но и защитить православие.

Князь Александр изображён в храме, либо в домовой церкви. За его спиной – сквозь арку (возможно, это гульбище храма) – виден пейзаж: на фоне золотистого неба с лёгкими белыми облаками чётко вырисовываются контуры холмов, елей и, за высокой оградой, церкви с луковичными куполами и восьмиконечными крестами.

Святой благоверный великий князь АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ считается небесным покровителем воинов, защитником рубежей России. Святой является небесным покровителем императора Александра II (Спас на крови построен на месте смертельного ранения государя в 1881 году).

Святой поминается в церковном календаре 3 раза: 23 ноября (6 декабря по н. ст.) – день погребения во Владимире, в схиме Алексия; 23 мая (5 июня по н. ст.) – Собор Ростово-Ярославских святых. Главным является поминание 30 августа (12 сентября по н. ст.) – день перенесения мощей в Санкт-Петербург (приурочено к заключению Ништадтского мира в 1721 году).

► «Благоверный князь Александр Невский». Эскиз росписи церкви св. Александра Невского в Абастумани.
Бумага, гуашь, акварель, белила, бронза, графитный карандаш. 50 x 20 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Tags: XIII век, Александр II, Александр Невский/храмы, Богородичные праздники/иконы/храмы, Борис Владимирович (кн. ростовский), Военная история, ГМИР, ГРМ, ГТГ, Глеб Владимирович (кн. муромский), Грузия, Живопись 1890-х, Живопись кон. XIX в., Интерьер храмовый/монастырский, История костюма/причёски, Картина в картине, Мозаика, НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Православный календарь, Русские хоромы и палаты, Русско-шведские войны, Свечи, Святые/иконопись/иконописцы, Спас на крови, Форма/доспехи/оружие, Эскиз/этюд и воплощение
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments