morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Дом для призрения бедных имени Степана Петровича Елисеева.

► РОДЕН Огюст (1840-1917) «Портрет Варвары Сергеевны Елисеевой». 1906 г. (Франция).
Мрамор. Высота 63 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Здание Главного штаба, зал 452.




Огюст Роден (1840-1917) – самый крупный европейский художник, в значительной мере повлиявший на развитие европейской скульптуры конца XIX – начала XX века. Его образы реалистичны до точного портретного сходства и символичны, как изваяния древних богов. Родена привлекала пластика человеческого тела, острота и динамика движения, выразительность характера. Истинными учителями художника были великие итальянские скульпторы эпохи Возрождения: ДОНАТЕЛЛО, ВЕРОККИО и, более всего, гениальный МИКЕЛАНДЖЕЛО.

Мастер постоянно находился в поиске выразительных средств для передачи динамики человеческого тела. Найти нужные пластические решения ему во многом помогла живопись импрессионистов. С середины 1880-х годов Роден предпочитал работать в манере «инфинито», подобно импрессионистическим мазкам создающей впечатление незавершенности, движения материи, «рождения» скульптуры из цельного куска мрамора.

В начале XX века мастер приобрёл международную известность, был буквально завален заказами от богатых иностранцев.

Портрет Варвары ЕЛИСЕЕВОЙ был выполнен по эскизу Родена учеником мастера, известным скульптором Шарлем ДЕСПИО, который часто переводил работы учителя в мрамор. «Я знал, что Вы сделаете хорошую вещь, – сказал Роден, увидев законченный бюст, – но не думал, что это будет так прекрасно».

Варвара Сергеевна (урождённая Кудрявцева) была супругой Степана Петровича-мл. ЕЛИСЕЕВА, действительного статского советника, вице-президента Русского для внешней торговли банка, председателя правления общества «Русский Ллойд». В 1907 году он выделил свыше 1 миллиона рублей на постройку Дома для призрения бедных имени Степана Петровича Елисеева.

Дом для призрения бедных был задуман представителем крупнейшей торговой фирмы «Братья Елисеевы» Петром Елисеевым в память его отца С.П. Елисеева, скончавшегося в 1879. Располагался на Большой Охте (Георгиевская ул., 54; ныне пр. Металлистов, 3), рядом с Большеохтенским кладбищем, где издавна хоронили членов фамилии, напротив Анастасиинской богадельни ТАРАСОВЫХ (состоявших в родстве с Елисеевыми).

В 1881-1885 П.С. Елисеев по завещанию отца построил церковь Божией Матери Казанской (архитекторы К.К. ВЕРГЕЙМ и Ф.Л. МИЛЛЕР), которая стала семейной усыпальницей Елисеевых – сюда перенесли с кладбища останки всех представителей семейства, во главе с родоначальником фамилии П.Е. Елисеевым, начавшим торговое дело в 1813. Пятиглавый храм в формах византийского зодчества обошёлся наследникам торгового дела в 1 миллион рублей; ежегодное содержание храма составляло 20 000 рублей.






В 1903 рядом с храмом на участке в 1200 кв. сажен на средства Елисеевых был устроен Дом призрения с целью «доставить приют и полное содержание бедным престарелым лицам обоего пола, всех сословий и званий, православного вероисповедания». Крупное трехэтажное здание было построено в неорусском стиле по проекту архитектора В.А. ДЕМЯНОВСКОГО.

Содержание богадельни целиком лежало на семье Елисеевых. Постоянным попечителем богадельни был сын П.С. Елисеева Степан – вице-президент Русского для внешней торговли банка, пожертвовавший на её строительство, оборудование и обеспечение 1 104 тысяч рублей (из них 504 тысячи – в неприкосновенный капитал). Благодаря этому щедрому дару он получил чин действительного статского советника и потомственное дворянство. Помощниками попечителя стали его жена Варвара Сергеевна и сын Пётр.

Богадельня имела свой сад, огород, водопровод и электрическую станцию. В богадельне опекалось 10 мужчин-стариков, 40 женщин старше 50 лет и 30 детей, имелись амбулатория и школа. Сюда не принимали алкоголиков, страдающих наследственными или заразными болезнями и психически нездоровых людей. Под страхом увольнения призреваемым запрещалось принимать милостыню от посторонних, ибо жили они «на всем готовом», и хоронили их за счёт заведения у храма.

После революции Дом призрения был закрыт, в 1929 снесли храм. В здании ныне располагается Гидрометеорологический институт.



Tags: 1880-е, Архитектура, ГЭ, Елисеевы, Интерьер храмовый/монастырский, Казанская икона Богородицы/храмы, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Портрет, Похоронные традиции/кладбища/траур, РОДЕН Огюст, Скульптура 1900-х, Скульптура нач. XX в., Фотография XIX-нач.XX века, Храмы/монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments