Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

СИМОН Николай Иванович (1892-1951)

► СИМОН Николай Иванович (1892-1951) «Пушкин, читающий стихи Наталье Николаевне». 1927 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.




Симон разыгрывает ироническую идиллию о семейном счастье, развивая тему «поэт и муза». Наталья Николаевна предстаёт в образе роковой красавицы с чёрными бровями и алым ртом, кокетливо выглядывающей из кружев, оборок, воланов, каскадом падающих на кремово-сливочный пакет. Всё пространство картины безраздельно принадлежит ей. Даже фигурка малыша в голубом, которого она держит за руку выглядит лишь изысканным дополнением к наряду.

Изящная, затянутая во фрак фигура Пушкина решена скорее графическими средствами: общим коричнево-белым силуэтом, безотрывно скользящими линиями. Поэт вдохновенен, длиннорук, крупноголов и совершенно неподходящ для своей слишком роскошной музы. Шаржированный образ вдохновенно декламирующего Пушкина оттеняется холодным равнодушием красавицы жены, которой он читает стихи.

Мало заботясь о выверенности композиции, Симон с ловкостью фокусника рассыпает, сталкивает, смешивает краски, оставляя чистыми отдельные участки холста. Сквозь белое просвечивает и проступает голубое, розовое, жёлтое, бирюзовое, красное, серое. Где-то мазки сгущаются и обрушиваются сплошным волнистым движением кисти, имитируя оборки платья.

Картина была подарена автором Радищевскому музею в 1927 году.

О художнике.

Родился Николай СИМОН в Саратове 4 мая 1892 года в семье секретаря Саратовского уездного съезда земских начальников Ивана Андреевича Симона евангелическо-лютеранского вероисповедания и его жены Олимпиады Михайловны, православной. Был крещён 6 мая в церкви Петра и Павла (Сретенской) церкви по православному обряду. Когда мальчику было всего три с половиной года, произошло несчастье: отец покончил с собой выстрелом из револьвера.

Учиться Николай Симон начал в частной школе при лютеранской церкви, которую посещал до осени 1902 года. Потом поступил в Александро-Мариинское реальное училище. В 1912 году Симон сдал экзамены за 6 классов, написав на письменном испытании сочинение на тему «Объяснить героическую роль Марии Ивановны в повести «Капитанская дочка» и единственную «пятерку» получив по черчению и рисованию.

В том же году он приехал в Москву и начал посещать студию К.Ф. ЮОНА и И.О. ДУДИНА, которая славилась духом либерализма и тем, что была организована по принципу знаменитых частных парижских школ. В разное время в студии занимались В.И. МУХИНА, Л.С. ПОПОВА, А.В. КУПРИН, В.А. ВАТАГИН, В.А. ФАВОРСКИЙ, С.Ю. СУДЕЙКИН, ВЕСНИНЫ, БУРЛЮКИ, Г.Б. ЯКУЛОВ, Р.Р. ФАЛЬК, Есть свидетельства, что в это время молодой саратовец сблизился с кругом футуристов, Д.Д. БУРЛЮКОМ, В.В. МАЯКОВСКИМ.

В 1918 году Симон возвратился в родной город. В то же самое время в Саратов приезжает В.М. ЮСТИЦКИЙ. Оба они своими работами «произвели революцию в головах саратовцев» и стали самыми яркими фигурами среди художников, живших в это время в городе.

В течение 1919-1920 годов Симон входил и в так называемую «мастерскую независимых», образовавшуюся в структуре Государственных Свободных художественных мастерских и не имевшую конкретного руководителя. В 1921 году он возглавил специальную театральную мастерскую в «Театре лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и Петрушки» (1919-1922, совместно с В.М. Юстицким, Т.П. Лякиным, М.А. Арутчевым).

Сохранившиеся театральные эскизы с наилучшей стороны характеризуют Симона-рисовальщика, уверено владеющего техникой. Он сумел создать запоминающиеся образы, находя для каждого спектакля свои приёмы: прихотливые завитки и росчерки a la БАКСТ, восточная экзотика в «Шахеризаде» (1920), грубоватая лубочность в трактовке персонажей пьесы С.И. АНТИМОНОВА «Бова-королевич» (1919-1920), острая и выразительная пластика героев «Заповедей блаженства».

Преподавательская деятельность Симона началась в студии Саратовского Пролеткульта, открытой в феврале 1919 года. Принимались в студию все желающие без ограничения возраста. Студийцы делились на группы, с младшей занимался В.М. Юстицкий; Симон преподавал в старшей группе, где возраст некоторых учеников был около пятидесяти лет. Судя по всему, в своей педагогической деятельности художник придерживался той же позиции, что и его учитель К.Ф. Юон: не только обучение техническим навыкам, а прежде всего развитие личности и её дарования «до полного внешнего выражения, до возможности вступить в общую семью правильно выраженных лиц и слов».

В 1920-1922 он преподавал в Саратовском художественном училище. Кроме того, Симон преподавал ещё в одном специальном учебном заведении – Высших государственных театральных мастерских – у А.М. РООМА.

В период своего пребывания в Саратове Симон участвовал практически во всех выставках, проходивших в городе, в том числе в серии выставок живописно-пластической культуры, состав которых отражал соотношение «левых» и «правых» художественных сил. Участвовал он и в программной для саратовских «левых» выставке презантистов (май 1920), а также вошел в состав «Объединения художников нового искусства» (ОХНИС).

С 1922 жил в Москве. Сведения о последнем десятилетии жизни художника скудны и отрывочны. В 1951 году Симон умер. Оставшиеся работы по устным свидетельствам были вывезены второй женой художника куда-то в Подмосковье, следы их затерялись.

Судьба распорядилась так, что творческое наследие художника Николая Ивановича Симона сохранилось в очень небольшом объёме. Всего около сорока графических листов (в основном, эскизы театральных костюмов), три станковые живописные работы и три эскиза декораций хранятся в Саратовском Радищевском музее, Саратовском областном музее краеведения, Государственном Литературном музее, Приморской картинной галерее. Поэтому даже теперь, когда в общий контекст русского искусства вернулись многие из прежде забытых и запрещённых художников, Симон остаётся известным лишь очень узкому кругу специалистов-музейщиков.

Tags: Гончарова Наталья Николаевна, Дети, Живопись 1920-х, Живопись п.п. XX в., Пушкин А.С./пушкиниана, СИМОН Николай Иванович
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments