morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Портрет Пушкина с экосезом

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836)
► «Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина». 1827 г.
Холст, масло. 63 x 54 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► «Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина». 1827 г.
Пастель.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.




Во времена ПУШКИНА клетчатая ткань, которую мы теперь называем шотландкой, имела другое название – экосе́з. Название произошло от французского слова ecossais – шотландский, что объясняет характер орнамента – клетку, являвшуюся характерной особенностью кильта – шотландской мужской юбки (старинные цветосочетания свидетельствовали о принадлежности к определенному клану).

Особое распространение тканей в клетку в России во времена романтизма XIX века связано с увлечением историческими романами шотландца Вальтера СКОТТА и поэмами шотландца Джорджа БАЙРОНА. Клетка стала признаком свободолюбия и вольнодумства. Те, кто поддерживал идею свободы слова, носили шотландские пледы вместо плащей, демонстрировали клетчатые галстуки, кашне, жилеты и носовые платки. Так было в 1820-е гг., но уже в следующем десятилетии клетчатое дневное или домашнее платье стало привычным в гардеробе модной дамы и клетка утратила свое значение символа оппозиции. На рубеже XIX-XX веков, особенно в начале XX века, отношение к клетке изменилось – в мужском костюме её стали считать вульгарной.

Примеры костюмов из тартана на портретах XVIII-XIX вв. здесь у vita_colorata

Клетка, будучи легко получаемым текстильным орнаментом, известна у многих народов. В России в клетку ткали понёвы, пояса, передники. Излюбленные сочетания цветов могли указывать на губернию, где их изготавливали: чёрно-белая клетка – Тамбовская, красно-белая – Воронежская, клетка из двойных полос – Смоленская, и так далее.

Портрет у Ореста КИПРЕНСКОГО был заказан лицеистским товарищем Пушкина, Антоном Антоновичем ДЕЛЬВИГОМ (1798-1831). Весной 1827 года художник возвратился из Италии, в мае этого же года в Петербург – проездом из Москвы в Михайловское – приехал Пушкин. У них был общий круг знакомых и друзей, и, по преданию, в доме одного из них – Дмитрия Николаевича ШЕРЕМЕТЕВА (1803-1871) – и писался этот знаменитый портрет. В 1827 году поэт был автором не только романтических «Цыган», но и «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина».

Пушкин портретироваться не любил, хотя художник был ему хорошо знаком: несколькими годами раньше Кипренский писал портреты людей пушкинского окружения – В.А. ЖУКОВСКОГО, К. БАТЮШКОВА, П.А. ВЯЗЕМСКОГО, И.А. КРЫЛОВА, П.П. ГНЕДИЧА. Художественный стиль Ореста Кипренского, в котором сочетались пластическая выразительность формы с правдивостью, а умение показать характер с возвышенным идеалом, мог импонировать поэту.

Несомненно, что во время сеансов позирования художник и поэт беседовали. Сейчас, конечно, трудно точно сказать, о чём именно, но можно предположить, что разговор шёл об Италии, об искусстве древнем и новом.

Композиция портрета проста и статична. Пушкин изображён на светлом жёлто-зелёном фоне, со скрещенными руками, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где за его спиной, в глубине, стоит бронзовая статуя Музы с лирой в руках.

Пушкин облачён в модный сюртук. На левое плечо накинут клетчатый шотландский плед – этой деталью художник обозначил связь Пушкина с Джорджем БАЙРОНОМ, кумиром эпохи романтизма. Этот приём – реминисценцию – художник применял неоднократно. Так, в исполненных ранее портретах Швальбе и Авдулиной Кипренский цитировал РЕМБРАНДТА и ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, здесь же он объединил имена двух поэтов.

Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершённости. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. Портрет исполнен художником с большим вдохновением и с полным сознанием огромной исторической ответственности.

Из всех портретов Пушкина этот – единственный, на который последовал поэтический отклик – стихотворение «Кипренскому» (1827):

«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид».

Портрет имел успех, хотя и вызывал споры. Некоторые из современников отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты «африканской породы», унаследованные поэтом от его прадеда ГАННИБАЛА, и которыми он гордился. «Но зато работа Кипренского наиболее приближается к тому идеальному изображению, какового … ищут обыкновенно поклонники поэта» (Сигизмунд Феликсович ЛИБРОВИЧ «Пушкин в портретах»).

Отец поэта Сергей Львович ПУШКИН утверждал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». Карл БРЮЛЛОВ, по словам ШЕВЧЕНКО, критиковал Кипренского, изобразившего Пушкина не поэтом, а «каким-то денди». Такое недовольство «великого Карла» происходит, может быть, оттого, что сам он при изображении людей искусства отмечал их свободный порыв, раскованность, мятежную силу вдохновения, любил эффектные приёмы композиции с выразительным цветовым решением.

Люди, хорошо знавшие поэта, отмечали, что такое положение рук, как на портрете, не характерно для него. Писатель Н.В. КУКОЛЬНИК, высоко оценив достоинства портрета, счёл нужным указать на отсутствие «пушкинской простоты». Некоторые исследователи видят в позе поэта воплощение безмятежной гармонии, считают, что он предстаёт в самый счастливый, светлый момент – момент творчества. Однако литературовед В. ЗИМЕНКО отмечает в портрете напряженность позы: вся фигура «натянута, как струна, лицо его сурово, глаза широко открыты и беспокойно (а не безмятежно!) всматриваются во что-то находящееся за пределами» картинной рамы.

После смерти Дельвига Пушкин, несмотря на материальные затруднения, купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у Натальи Николаевны ПУШКИНОЙ, а от неё перешла к сыну АЛЕКСАНДРУ. В конце ХIХ в. потомки Пушкина передали портрет в Третьяковскую галерею.

Впервые картина экспонировалась на выставке Академии художеств в год своего создания. Портрет был известен современникам по гравюре УТКИНА, который выполнил её также по заказу Дельвига. Портрет множество раз копировался.

► УТКИН Николай Иванович (1780-1863) «Портрет А.С. Пушкина (с оригинала О.А. Кипренского)»



► Неизвестный художник по оригиналу О.А. Кипренского 1827 г. «Портрет А.С. Пушкина («Остафьевская копия»)». Сер. XIX в.
Холст, масло.
Государственный музей Пушкина, Москва.
► Неизвестный художник по оригиналу О.А. Кипренского 1827 г. (монограмма «Е.В.») «Портрет А.С. Пушкина». 1937 г.
Холст, масло.
Государственный музей Пушкина, Москва.


Копия, представленная в музее, выполнена в мастерской Кипренского неизвестным художником для родной сестры поэта Ольги Сергеевны ПАВЛИЩЕВОЙ (1797-1868).



В интерьере:

► КУЧУМОВ Василий Никитович (1888-1959) «Синий интерьер». 1919 г.
Холст, масло. 69 х 89 см.
Частное собрание.




► ЗAЙЦЕВ Егор Николаевич (р. 1967) «Сельский учитель». 2012 г.



► САМОХВАЛОВ Александр Николаевич (1894-1971) Иллюстрация к «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.
Бумага, акварель. 9,5 х 7 см.
Тверская областная картинная галерея.



Tags: 1820-е, XIX век, Байрон Дж.Г., Воронеж/область, Гончарова Н.Н., Государственная Третьяковская галерея, Живопись 1820-х, Живопись 1830-х, Живопись 1910-х, Живопись ХХI в., Живопись п.п. XIX в., Живопись сер. XIX в., ЗАЙЦЕВ Егор Николаевич, Иллюстрации книжные/к произведениям, Интерьер СССР, История костюма/причёски, КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович, КУЧУМОВ Василий Никитович, Картина в картине, Литература/цитаты, Неизвестный художник/скульптор, Портрет, Пушкин А.С./пушкиниана, САМОХВАЛОВ Александр Николаевич, Скотт В., Смоленск/область, Тамбов/область, УТКИН Николай Иванович, Учебные заведения/педагогика, Шереметевы, Шотландия
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments