Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

ЭБЕРЛИНГ Вильгельм Альфред (1871-1951)

► ЭБЕРЛИНГ Вильгельм-Альфред Рудольфович (Генрихович) (1871-1951) «Портрет балерины Марины Семёновой». 1928-1929 гг.
Холст, масло.
Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург.




Марина Тимофеевна СЕМЁНОВА (1908-2010) пришла в театр в 17 лет. Беспримерный по протяжённости творческий путь растянулся без малого на целый век, и Семёнову можно по праву назвать артисткой столетия – как Анну АХМАТОВУ, как Марлен ДИТРИХ. Ничто из событий XX века не обошло её стороной – ни великие дерзания, ни великие испытания, ни великие невзгоды. Ничто не умалило её жизненной энергии, ничто не деформировало её природной стати. По облику, по складу души, по роли, избранной раз и навсегда, она – балерина, балерина в том особенном смысле, какой этому понятию всегда придавал классический балет.

Словосочетание «молодая Семёнова», которое историки отечественного балета используют в книгах и статьях, а старые балетоманы – в воспоминаниях и разговорах, – это и конкретный биографический факт, и эмблема высшего исполнительского мастерства, балерины-феномена, балерины-чуда. Именно чудом стало в 1925 году явление юной танцовщицы, с первых же шагов занявшей положение прима-балерины на сцене Мариинского театра. Увы, нет качественных фотографий и кинохроники, мало точных и достоверных литературных описаний. Придать хоть какую-то осязаемость театральной легенде, именуемой «молодая Семёнова», помогает портрет кисти Альфреда ЭБЕРЛИНГА (1872-1951).

Автор портрета – бывший придворный живописец и салонный портретист, не входивший ни в какие художественные группировки начала века. После революции Эберлинг работал на фабрике «Гознак» (ему принадлежит первая марка с изображением В.И. ЛЕНИНА), преподавал рисунок в Академии художеств. Можно представить себе впечатление, какое должна была произвести молодая Семёнова на этого стареющего и разочарованного балетомана. Конечно же, он думал, что с отъездом КАРСАВИНОЙ в 1918 году кончился балет, началось медленное умирание балетного искусства. И вдруг точно солнце в ночи – приход ослепительного, исполненного жизненных сил таланта.

Долгое время об этом портрете мало кто знал – он хранился в мастерской живописца. Во время бомбежки в блокадные дни в мастерской начался пожар, и портрет хранит следы подлинных, совсем не метафорических ожогов. Это не испортило холст, наоборот, прибавило драматичности, прибавило толику окончательной точности его действительно обжигающей силе. А несколько лет назад наследники Эберлинга и его ученики преподнесли картину в дар Петербургскому театральному музею.

Портрет напоминает изображение на медали. Ничего расплывчатого в линиях нет, есть жёсткая чеканка лица, полуоткрытой спины и туго обмотанной, по моде 20-х годов, шеи. Опыт работы на фабрике «Гознак» сказался и тут: если портрет уменьшить, он станет похож на почтовую марку. Чёткая знаковая организация пространства, лаконичность средств и законченность целого – бросающиеся в глаза особенности портрета. Не превращает его в чистый знак и утончённая гармония двух ясных тонов – нежно-красного и нежно-синего.

Подчеркнуты, собственно, только две черты – взгляд и плотно сжатые губы. Но сколь выразительны они и какое создают богатство ассоциаций! И ясность, и плотность кажутся не столько чертами личности, но чертами нового художественного стиля. Во взгляде молодой женщины – нетерпение, решимость. В нём ожидание великого поприща и великой судьбы. И если в кратких словах определить смысл портрета, его человеческую и артистическую суть, то это, вероятно, гордость избранности. Портрет позволяет увидеть пластику балерины, её гордые жесты, её гордую стать, её гордое одиночество, её гордую свободу. Именно этим поражала молодая Семёнова в 20-х годах.

По материалам статьи журнала «Коммерсантъ Власть» №20 от 02.06.1998, стр. 58.

Tags: 1920-е, Блокада Ленинграда, ГМТиМИ, Живопись 1920-х, Живопись п.п. XX в., Первая половина XX века, Портрет, Театр (музыка/сценическое искусство), ЭБЕРЛИНГ Вильгельм Альфред, Эпоха СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments