morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Призвание Михаила Федоровича Романова на царство. Троицкий собор.

УГРЮМОВ Григорий Иванович (1764-1823)
► «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Эскиз.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Не позднее 1800 г.
Холст, масло. 510 x 393 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Император ПАВЕЛ I повелел художнику Григорию УГРЮМОВУ написать для интерьеров Михайловского замка картины на темы выдающихся событий отечественной истории. Так появились полотна «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство». За эти монументальные произведения автор в 1800 году получил звание профессора.



МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645) – первый русский царь из династии Романовых, единственный выживший сын именитого и богатого боярина Фёдора Никитича РОМАНОВА и Ксении Ивановны ШЕСТОВОЙ (инокини Марфы, насильно постриженной в монашество вместе с мужем при БОРИСЕ ГОДУНОВЕ). Фёдор Никитич (впоследствии патриарх Филарет) был двоюродным братом царя ФЁДОРА ИОАННОВИЧА – последнего из Рюриковичей.

Михаил Фёдорович был избран на престол на Земском соборе 21 февраля 1613 года после освобождения Москвы от польских интервентов, что положило конец Смутному времени. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол. В разных источниках в числе кандидатов называются Фёдор МСТИСЛАВСКИЙ, Иван ВОРОТЫНСКИЙ, Фёдор ШЕРЕМЕТЕВ, Дмитрий ТРУБЕЦКОЙ, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович ЧЕРКАССКИЕ, Иван ГОЛИЦЫН, Иван Никитич и Михаил Фёдорович РОМАНОВЫ, Пётр ПРОНСКИЙ и Дмитрий ПОЖАРСКИЙ. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня.

На картине изображён интерьер собора Святой Троицы Ипатьевского монастыря в Костроме. Это один из древнейших монастырей России – он основан в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя ИПАТИЯ ГАНГРСКОГО. Первой крупной постройкой была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году построили пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. В монастыре они укрывались от преследования польско-литовских отрядов. Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван СУСАНИН, согласившись показать дорогу, завёл его в дремучий лес. «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным» (ГОГОЛЬ Н.В. «Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве»).

В марте того же года посольство «от всей Русской земли» прибыло в Кострому, чтобы пригласить 16-летнего юношу на царство.

На картине Угрюмова уже провозглашённый в Москве царём Михаил Фёдорович своей стоит в центре храма, на амвоне. Инокиня Марфа, слева, указывает рукой на людей, которые просят Михаила не отказываться от просьбы народа. Возле юноши, справа, архиепископ Рязанский и Муромский ФЕОДОРИТ (1551-1617). Именно он 21 февраля вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол. Архиепископ указывает на небо в знак того, что избрание произошло не по воле людей, а по воле Бога. Его рука, поднятая вверх, изображена на фоне иконы Пресвятой Троицы (судя по трём нимбам), что является не каноничным – слева от алтарных врат в иконостасе устанавливают икону Богородицы. Но, видимо, идею художник поставил выше исторической правды в этом вопросе.

На первом плане, на нижней ступени амвона, преклонил колени боярин Фёдор Иванович ШЕРЕМЕТЕВ (ум. 1650). Он преподносит царский венец, скипетр и золотой крест. Державу держит князь Владимир Иванович БАХТЕЯРОВ-РОСТОВЦЕВ.

Справа от Шереметева стоят архимандрит Чудовского монастыря АВРААМ и келарь Троице-Сергиевской лавры АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН (ум. 1625/1626/1627). Они держат Феодоровскую икону Божией Матери.

Юный избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. Инокиня Марфа говорила, что «у сына ея и в мыслях нет на таких великих преславных государствах быть государём; он – не в совершенных летах, а московского государства всяких чинов люди по грехам измалодушествовались, дав свои души прежним государям, не прямо служили». И только после многочасового увещеванья послы убедили Михаила отринуть сомнения, принять решение Собора и положиться на «праведные и непостижимые судьбы Божий». Представ пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы, Михаил Романов был благословлён на царство.

На картине Угрюмова, тщательно изобразившего одежды и детали интерьера, икона прописана условно. Известно, что в посольстве в Кострому особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны. По сообщению летописца: «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской». По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть напутствие, приписываемое инокине: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». День призвания на царство первого Романова стал днём празднования Феодоровской иконы.

С другой стороны, известно, что, в связи с важностью вопроса, с посольством из Москвы отправилась другая святыня – Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Образ назван «Петровским» в связи с тем, что написан святым митрополитом Московским и всея Руси ПЕТРОМ. Непосредственный участник событий, Авраамий Палицын, в своём «Сказании» не упоминает о Феодоровской иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и её сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, то архиепископ «...взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Пётр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню».

Иконы относятся к разным иконографическим типам: Феодоровская – Елеуса (Умиление), Петровская – Одигитрия (Путеводительница).

Возможно, из-за этой неясности Угрюмов и позволил себе в окончательном варианте картины лишь наметить контуры фигур и нимбов на иконе.

Так или иначе, но именно Феодоровская икона стала особо почитаемой в новом царском роду. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. В XVII веке в честь иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии ЛОПУХИНОЙ поменяли с «Илларионовна» на «Фёдоровна».

► Феодоровская икона Божией Матери. XVIII в.
Дерево, темпера. 66 x 50,5 см.
Музей икон Пресвятой Богородицы, дер. Пятница (Московская обл., храмовый комплекс свт. Алексея).
► Петровская икона Божией Матери. XIV-XV в.
Дерево, левкас, темпера. 46,5 x 39 см.
Череповецкое музейное объединение.




Венчание на царство произошло 11 июня 1613 года. По всей стране были разосланы грамоты, в которых говорилось о намерении государя установить в стране благоденствие и покой, защитить её от врагов. По возвращении митрополита Филарета из польского плена в 1619 году юный царь разделял светскую власть с отцом. В то время началось возрождение Российского государства. Как символ возрождения – изображение Воскресения Господа на хоругви, что возвышается над всеми на полотне Угрюмова.

Интерьер храма до наших дней не сохранился. Взрыв порохового погреба разрушил в 1649 году Троицкий собор и мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенное здание значительно превосходит по размерам погибшую церковь. В 1685 году храм был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия НИКИТИНА (ок. 1620-1691).

► Выход царской семьи из Троицкого собора. Фотография. 19 мая 1913 г.
► Современные фотографии.







О художнике:
УГРЮМОВ Григорий Иванович (1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург). Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1797). Родился в семье купца-жестянщика из села Норского Ярославской губернии. Учился в Академии художеств у Г.И. Козлова, П.И. Соколова, И.А. Акимова (1770–1785). Пенсионер в Италии (1787–1790). Преподавал в Академии художеств (с 1791), профессор (с 1800), ректор Академии по исторической живописи (с 1820). Почетный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Автор исторических полотен, портретов. Наиболее видный после А.П. ЛОСЕНКО мастер исторической живописи.

Tags: XVII век, Александра Фёдоровна (жена Николая II), Алексей (сын Николая II), Богородичные праздники/иконы/храмы, ГРМ, ГТГ, Гоголь Н.В., Духовенство, Живопись 1800-х, Живопись XIV в., Живопись XV в., Живопись вт. пол. XVIII в., Живопись кон. XVIII в., Живопись п.п. XVIII в., Инокиня Марфа (мать Михаила Фёдоровича), Интерьер храмовый/монастырский, Исторические драгоценности/регалии, Коронация, Кострома/область, Литература/цитаты, Михаил Фёдорович, Николай II Александрович, Патриарх Филарет, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петровская икона Богородицы, Русское царство, Смутное время, Сусанин И., УГРЮМОВ Григорий Иванович, Феодоровская икона Богородицы, Фотография XIX-нач.XX века, Храмы/монастыри, ЧерМО, Шереметевы, Эскиз/этюд и воплощение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments