Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

КУПЦОВ Василий Васильевич (1899-1935)

► «АНТ-20 „Максим Горький”». 1934 г.
Холст, масло. 110 х 121 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




В октябре 1932 года в группе писателей и журналистов, возглавляемой писателем Михаилом КОЛЬЦОВЫМ (1898-1940), в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима ГОРЬКОГО (1868-1936) родилась идея построить агитсамолёт, назвав его в честь писателя. Был создан Всесоюзный комитет по строительству, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Андрей ТУПОЛЕВ (1888-1972), который был тогда одним из главных людей в ЦАГИ, разработал новый тяжёлый бомбардировщик ТБ-4, пассажирским вариантом которого стал АНТ-20 («Андрей Николаевич Туполев»).

В апреле 1933 года был рассмотрен эскизный проект, где предусматривалась возможность использования самолёта в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза; он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

17 июня 1934 г. лётчик-испытатель Михаил ГРОМОВ (1899-1985) выполнил на АНТ-20 первый полёт продолжительностью 35 минут. Второй полёт состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи челюскинцев. На самолёте во время визита в СССР совершил полёт Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (1900-1944).

Самолет имел восемь двигателей по 900 лошадиных сил каждый. Впервые в практике советского авиастроения на нём был поставлен автопилот. Для отдыха экипажа и пассажиров в крыльях были сделаны двухэтажные кровати. На борту «Максима Горького» находились киноустановка, фотолаборатория, типография и громкоговорящая установка, чтобы вещать с неба на землю. Когда 19 июня 1934 года во время торжественной встречи челюскинцев огромный самолет в сопровождении двух истребителей пролетел над Красной площадью, летчик М. Громов с неба провозгласил здравицу в честь героев и товарища СТАЛИНА, что произвело огромное впечатление.

Василий Купцов изобразил самолёт парящим над Ленинградом: сверкающий белым металлом гигант могучими раскинутыми крыльями «обнял» лежащий внизу прекрасный город – видны Нева, стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, Петропавловская крепость и колонны первомайской демонстрации. Горделивый полёт красавца-самолёта олицетворяет уверенность и мощь восставшей из разрухи, «расправившей крылья» страны.

АНТ-20 над Ленинградом никогда не летал. Его жизнь в небе оказалась на удивление короткой.

18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт. Самолет-гигант сопровождали два истребителя. В одном из них сидел кинооператор, который должен был запечатлеть исторический полёт. Другому самолету следовало лететь рядом с АНТ-20 – маленький истребитель на фоне «Максима Горького» должен был продемонстрировать кинозрителям реальные масштабы нового воздушного судна. Летчик И-5 решил совершить мёртвую петлю вокруг крыла АНТ-20. Эффектный трюк не получился. В верхней точке мёртвой петли самолёт завис, потерял скорость и рухнул на медленно пролетавшего под ним «Максима Горького». От этого удара гигантский самолёт начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю. Все, кто был на борту (в их числе 6 детей) погибли.

► «Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства». 1932-1933 гг.
Холст, масло. 280 х130 см.
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва.




Дирижабль – символ всеобщей увлеченности покорением воздушного океана в 1930-е годы. На волне успехов германского дирижабля «Граф Цеппелин», который в 1928 году облетел земной шар, руководство СССР считало это направление воздухоплавания важным фактором обороноспособности страны. В 1930 году началась широкая кампания Осоавиахим под лозунгом «Даёшь эскадру советских дирижаблей!». «Дирижабль» – одно из трёх сохранившихся «авиационных» полотен Василия Купцова, увлечённого, как и вся страна, темой воздушного флота.

Купцов состоял в переписке с Константином ЦИОЛКОВСКИМ (1857-1935), ездил к нему в Калугу.

Есть основания полагать, что увлечение художника самолетами зародилось на родине, в Пскове. То были годы Первой мировой войны. Соученик Купцова по художественно промышленной школе Алексей ИВАНОВСКИЙ вспоминал: «В городе было тревожно. Было много военных. Прибыл 7-й авиаполк... На Завеличье был отведён аэродром – поле, на котором раньше пасли скот. Над этим аэродромом Фарманы и Ньюпоры каждый день удивляли зрителей, т.е. зевак своими мёртвыми петлями, бочками, иммельманами... И вот однажды прилетел «Илья Муромец» – чудо тогдашней техники, а на нём сразу 16 человек команды. Мы пошли смотреть «Илью». Он стоял среди поля. Его можно было осматривать, трогать. Он никем не охранялся. Зрелище было удивительное. Удивительно нам было и то, как этот огромный комод, сделанный из фанеры, не развалился в воздухе, а если не в воздухе, то при посадке на кочковатый аэродром».

Творческий путь талантливого, фанатично преданного искусству художника прервался внезапно. Этот трагический конец был в прямой связи с усилившимся преследованием Павла ФИЛОНОВА (1883-1941) и его окружения. Купцов был преданным учеником Филонова, его духовным последователем, страстным пропагандистом аналитического метода.

10-го октября 1935 года в дневнике Филонова сделана запись: «У Купцова был обыск. Пришли ночью – всё перерыли – взяли переписанную им мою «Идеологию ИЗО», книжечки Бакунина и Кропоткина».

Не выдержавший напряжения в ожидании неминуемого ареста Купцов вскоре повесился. Мысль о безвременном уходе талантливого ученика долгое время не покидала Филонова: «С того момента, когда (25 октября) я увидел Купцова мёртвым, не было ни одного дня, чтобы я [не] вспоминал Купцова. Иногда я думал, с горем, о нём и несколько раз в день. Часто думая о нём, я вспоминаю, как, по «Степану Разину» ЧАПЫГИНА, Стенька терял одного за другим своих товарищей. Или как тяжело было партии и Сталину потерять КИРОВА. Таким был Купцов. Его не вырвешь из сердца, из памяти, знаю, никогда».

Около 150 работ художника после его смерти перевезли на родину, в Псков. В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован, и музей, где хранились картины, разграблен. Исчезли все работы Купцова за исключением нескольких.

► «Первое Мая». 1929 г.
Холст, масло. 52,5 х 70,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




► «Самолеты. Аэросев» 1931 г.
Холст, масло. 120 х 90 см.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.




► «Ткачиха». Не датирована.
Холст, масло. 120 х 90 см.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.


Tags: 1 мая, 1930-е, XX век, Авиация, Адмиралтейство (СПб), Александровская колонна, Горький Максим, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Живопись 1920-х, Живопись 1930-х, Живопись п.п. XX в., Зимний дворец, КУПЦОВ Василий Васильевич, Москва/область, Мосты, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Петропавловская крепость, Псков/область, Реки и каналы Санкт-Петербурга, Ростральные колонны, ФИЛОНОВ Павел Николаевич, Эпоха СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment