Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

ТЮРИН Иван Алексеевич (1824-1904)

«Портрет отставного генерала Терского казачьего войска В.А. Волоцкого». 1897 г.
Холст, масло. 63,5 х 75 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Поступил в 1946 г. Передан из Музея этнографии народов СССР. Не представлено в постоянной экспозиции.

(Два варианта репродукции)



Терское казачье войско – третье по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда терские казаки впервые действовали под царскими знамёнами. В форменной одежде терские казаки использовали чёрный и синие цвета: чёрными были черкеска, брюки, сапоги, мех папахи-кубанки; синими – лампасы, околыши фуражки, отвороты на рукавах, погоны, бешмет, матерчатый верх папахи.

На портрете Ивана ТЮРИНА изображён отставной генерал Терского казачьего войска В.А. ВОЛОЦКИЙ. На шее генерала – орден Св. Владимира III степени, на груди – звезда Св. Станислава I степени. С 1815 по 1896 годы отставленные «с мундиром» генералы и офицеры не имели права носить эполеты и погоны.

Генерал одет в бешмет – кафтан с воротником-стойкой, застёгнутый доверху крючками. Казачьи бешметы соответствовали по цвету уставным предписаниям: красные у кубанцев, голубые у терцев; позже, во время 1-й мировой войны 1914-18 бешметы чаще были чёрными или тёмно-серыми. Воротник форменного бешмета обшивался галуном – на этом портрете галун серебряный с зигзагом, присвоенным генералам. Борта бешмета и портупея шашки Волоцкого также отделаны серебряным кавказским галуном.

Поверх бешмета одета черкеска классического покроя – без воротника, затянутая в талии и украшенная газырями. Газыри украшены чернёным серебром, как и рукоять кинжала.

Газыри (от тюрк. «гьазирь» – «готовый») – главное отличие черкески от других видов кафтанов. Газырь представляет собой маленький, герметично закрываемый пенал цилиндрической формы. Он предназначался для заранее отмеренного порохового заряда или бумажного патрона. В газырь можно было спрятать что угодно, например, сухие щепки для разжигания костра. Изготавливался газырь из камыша или дерева. Цилиндр закрывался крышечкой из кости или металла. Позднее, на парадных черкесках стали носить газыри с наконечниками из серебра, с золотой инкрустацией или чернью.

Называть газыри изобретением воинов с Кавказа нельзя, потому что похожие патронташи использовали мушкетеры во Франции и стрельцы на Руси. В русской воинской традиции такая перевязь (ремень) с пенальчиками называлась берендейкой.

Особенности устройства оружия того времени были таковы, что необходимо было строго следить за количеством пороха, иначе ружьё могло разорвать при выстреле. Перезаряжать ружьё, особенно в бою, нужно было максимально быстро. Так появились специальные пороховницы, куда засыпался тщательно отмеренный порох – его можно было высыпать в ствол едва ли не глядя. Кроме того, порох в пеналах не намокал, даже если стрелок попадал под дождь, падал в грязь или воду. Введение в состав амуниции этих мерных пеналов намного облегчило и обезопасило обращение с оружием и использовалось в разных странах.

В большинстве случаев газыри свободно висели на веревках, которые крепились к наплечному ремню – перевязи. Но болтающиеся с обеих стороны газыри могли помешать в бою. На Кавказе, в целях надёжной фиксации пеналов-мерок, были придуманы специальные кармашки на одежде, которые шили из той же ткани, что и черкеску.

Путешественник Дюбуа де МОНПЕРЕ так описывал внешний вид кавказского воина: «На груди с двух сторон имеются два маленьких кармашка или чаще два ряда маленьких коробочек или патронных гильз, сделанных из дерева, камыша, кости или металла. У более богатых крышечки патронташей прикреплены к плечам серебряными цепочками. На плече черкес носит ружье, вложенное в чёрный фетровый чехол, прикреплённый двумя кольцами из красной кожи к ремню. На поясе черкес имеет кинжал; там же у него прикреплены, кроме того, тесак-отвёртка, кожаный кошель, где хранятся трут и ружейный кремень... прекрасно выполненная из чернёного серебра маленькая коробочка с салом, которым натираются пули для того, чтобы они лучше скользили в стволе. В руке черкес держит маленькую подставку из двух деревянных реек; на эту подставку кладётся ствол ружья при стрельбе».

Обычай носить черкеску с газырями быстро распространился и к русским воинам. В частности, это одеяние полюбили и освоили казаки. С конца XIX века постепенно стала отпадать необходимость в постоянном ношении при себе оружия. Да и оружие стало другой конструкции. Но за долгое время постоянного присутствия на черкеске, патронташ с газырями обрёл некую символичность, стал декоративным элементом, являющимся неотъемлемой частью национальной одежды кавказских народов. Выразительный силуэт черкески, подчеркивающий стройность всадника, был так привлекателен, что бывавшие на Кавказе русские военные и штатские любили переодеваться в черкески с газырями.

Источники:
"Газыри" masterok
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII - первой половины XX вв. (опыт энциклопедии). М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 383 с.: ил.

Tags: Живопись 1890-х, Живопись кон. XIX в., История костюма/причёски, Орден Святого Владимира, Орден Святого Станислава, Портрет, ТЮРИН Иван Алексеевич, Форма/доспехи/оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments