Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Герасимов А.М. «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле»

► ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963) «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». 1938 г.
Холст, масло. 296 x 386 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




В 1938 г. на юбилейной выставке Рабоче-крестьянской Красной армии и Военно-Морского флота наибольшее внимание зрителей привлекал центральный зал, в котором выставлялись произведения, посвящённые вождям Коммунистической партии и Советского правительства. Одно из почётных мест в этом зале занимало большое полотно A.M. ГЕРАСИМОВА «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле».

СТАЛИН и ВОРОШИЛОВ стоят на асфальтовой дорожке Кремля, а перед ними открывается широкая панорама огромной строящейся Москвы. Вожди смотрят в сторону возводящегося на месте снесённого Храма Христа Спасителя Дворца Советов. Перед их взорами предстают многочисленные новостройки: огромное здание Дома Правительства, возвышающиеся над старыми домами Замоскворечья фабрики и заводы, гранитные набережные Москвы-реки и новый широкий Каменный мост. Столица живет кипучим созидательным трудом, строится, вместе с ней строится вся страна и крепнет советская Отчизна.

В то время как у Ворошилова имеются все знаки отличия высокопоставленного советского военачальника (звёзды, медали, нашивки и т.д.), Сталину всё это не нужно, поскольку в воображении зрителей он уже утвердился в качестве сакрального центра всей страны.

Сталин и Ворошилов показаны художником как вдохновители и организаторы Советского государства, их фигуры в широких, развеваемых ветром плащах полны энергии, целеустремленности, спокойствия и решительности. Если Сталин олицетворяет политическую власть, то Ворошилов – Красную Армию. Именно так и задумал написать их Герасимов – как «олицетворение мощи, единства, величия, непоколебимости и уверенности всех народов нашего великого Союза, с одной стороны, и мощи и героизма Красной Армии, с другой, в их сплоченности и монолитности». Первоначально картина была названа – «На страже мира». Советский народ, воплощённый в Сталине, находится под защитой армии, воплощённой в Ворошилове. Парапет является дополнительным символом защиты. Заграждение неожиданно и несимметрично нарушено только в одном месте – чтобы детальнее показать реку и, что важнее, массы людей на набережной.

Позже Герасимов утверждал, что, создавая полотно, он предвидел приближение войны: «Облака как бы предчувствовали то, что должно произойти. Видно, что будет весенняя гроза, что туча пронесётся, она не будет страшной, и опять наступит ясный день. Предчувствие должно было хорошо кончиться...»

Композиция произведения очень лаконична, в фигурах вождей нет обычной парадной застылости и пышности. Сейчас, конечно, можно говорить и упрекать A.M. ГЕРАСИМОВА в лакировке действительности, в служении власть имущим и многих других грехах. Но если немного отвлечься от политической подоплеки этого произведения, то, как художник, Герасимов проявил себя в этой картине не только замечательным портретистом, но и тонким мастером пейзажа, органически связанного с содержанием всей картины.

Художник запечатлел древние стены Кремля с гордо высящейся Водовзводной башней с рубиновой звездой, Москву-реку, величаво несущую свои воды у подножия этих седых стен, Замоскворечье... С большим мастерством передал ГЕРАСИМОВ свежесть весеннего утра после недавно прошедшего дождя, влажность асфальтовой дорожки у Кремлевского дворца, клубящиеся серебристые облака, кое-где разорванные просветами ярко-голубого неба, кристальную чистоту воздуха. Картина написана в серебристой гамме красочных тонов, для неё характерны мощь и смелость живописного решения образов и вместе с тем законченность в самых мельчайших деталях.

Появление картины «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», конечно же, вызвало живой отклик всей общественности. Сегодня, учитывая время написания этого произведения, нетрудно понять, почему печать тех лет называла его «самой значительной картиной выставки». Действительно, картина A.M. Герасимова полна торжественности, монументальности и величия, которые заключались в значительности уже самой темы. В 1941 г. полотно было удостоено Сталинской премии 1 степени, которая присуждалась «за выдающиеся произведения в области искусства и литературы».

► ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963) «Колхозное стадо». 1959 г.
Холст, масло.
Частное собрание.




► ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963) «Колхозное стадо (И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле)». 1930-е – 1940-е, 1959 гг.
Холст, масло.
Частное собрание.




Картина «Колхозное стадо» хранилась в собрании семьи художника, с 1991 года бытовала в различных европейских коллекциях, появлялась на торгах аукционного дама MacDougall’s в Лондоне. Уже в Москве технологическая экспертиза под верхним слоем выявила недописанный вариант знаменитой работы «Сталин и Ворошилов в Кремле».

После расчистки неба Александр Герасимов невольно «стал» автором вполне современной картины в духе соцарта. Особенно хороша фигура доярки в центре – обернувшись, она в изумлении смотрит на вождей. Удивительным оказался тот факт, что в архиве художника сохранился один из отрезанных фрагментов первоначальной картины, который, дополнив основное полотно, сделал его уникальным музейным экспонатом.
Tags: 1930-е, XX век, Ворошилов Климент Ефремович, ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович, Государственная Третьяковская галерея, Дождь, Живопись 1930-х, Живопись 1950-х, Живопись п.п. XX в., Живопись сер. XX в., Крестьянство, Лето, Москва/область, Московский Кремль/Красная площадь, Облака, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Реставрация, Советские сёла и деревни, Сталин И.В./сталиниана, Эпоха СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment