morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич (р. 1960)

КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич (р. 1960)
► «Боярин с ковшом государевым». Портрет из серии «Русские люди». 1992 г. Холст, масло. 100 x 75 см.
► «Ковш Ивана Грозного». 1989 г. Холст, масло. 35 x 25 см.




Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках была предметом, которому уделяли первостатейное значение. Но золотой ковш ИВАНА ГРОЗНОГО, хранящийся в Дрездене, в музее «Зелёные своды», хорош не только своей красотой и изысканностью: в некотором роде это военный трофей, с которым связана неразрешённая тайна...

В 1558 году русский государь Иван Грозный, желая получить выход к Балтийскому морю, начал войну против Ливонии. Так как в течение нескольких лет решающего успеха добиться не удалось, в 1563 году Грозный с военачальниками решил захватить Полоцк – важнейший стратегический пункт того времени, который входил в состав Великого княжества Литовского. Кроме военного интереса, царь рассчитывал захватить в Полоцке большую добычу – ведь это был богатейший город, в котором имелось множество храмов, домов и состоятельных горожан.

Осада Полоцка, длившаяся в течение двух недель, сломила защитные порядки литовского войска. Русская армия вошла в город, где действительно нашлось множество разнообразных ценностей, редких икон и золотых изделий. Часть из них воины царя Ивана присвоили, а часть сдали в казну. Вернувшись в Москву, царь приказал пустить золото на переплавку. Московские золотых дел мастера изготовили для царя-батюшки из захваченного золота ковш, который украсили тремя крупными сапфирами и другими драгоценными камнями. В надписи, выбитой по краю ковша, рассказано об истории его создания.

Сразу после этого уникальное изделие признали шедевром русского ювелирного искусства. Какое-то время ковш находился при царском дворе и был украшением пиров и застолий.

► Современная фотография.



Однако со временем уникальная вещь покинула Москву и каким-то образом оказалась на Западе. Как это могло случиться, в точности неизвестно. По одной из версий, ковш похитили из Московского Кремля отступавшие польские интервенты во времена Смуты, а впоследствии ковш через Польшу попал в Саксонию.

По другой, его отправили за рубеж по личному распоряжению ПЕТРА I, который решил отблагодарить таким образом АВГУСТА СИЛЬНОГО. Правитель Саксонии, носивший титул короля польского и великого князя литовского, был союзником Петра I в Северной войне (1700-1721) против Швеции. Август был создателем Дрезденского музея «Грюнес Гевёльбе» («Зеленые своды»), в котором в течение десятилетий формировался «Кабинет драгоценностей».

Ковш царя Ивана не затерялся даже среди изысканного великолепия того времени. Ведь древнерусские чаши, братины и ладьевидные ковши заметно отличаются от изделий других стран. Их округлые, спокойные формы и характер орнамента близки к деревянной и керамической народной утвари, формы которой со свойственной русским мастерам смелостью воплощены в золоте.

Ковш царя Ивана выкован из цельного куска и имеет тонкую, плавно изогнутую рукоять. Длина ковша 23 сантиметра.
Tags: XVI век, Август Сильный, Декоративно-прикладное искусство, Живопись 1990-х, Живопись кон. XX в., Иван IV, Исторические драгоценности/регалии, КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич, Камни, Полоцк, Пётр I, Русское царство, Сапфир, Смутное время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments