Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Муар

ВЕРЕЩАГИН Василий Петрович (1835-1909) «Портрет Н.П. Боголюбовой». Первая половина 1860-х гг.
Холст, масло. 64 х 54 см.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.


На портрете изображена Надежда Павловна БОГОЛЮБОВА, урождённая Нечаева (1839-1865), жена будущего основателя Радищевского музея Алексея Петровича БОГОЛЮБОВА (1824-1896).

Перед нами – красивая молодая женщина в тёмно-синем муаровом платье, чёрной шали и чепце, украшенном, как и воротник платья, тонким белым кружевом. Большие тёмные глаза печально смотрят на зрителя.



Муар (муаре, моар) – ткань, обработанная специальными прессами, сдвигающими нити так, что на поверхности остаются волнистые разводы, более всего заметные на шёлковых одноцветных материалах.

Название заимствовано из франц. moire – муар. Написание и произношение термина долгое время оставались неустойчивыми, поэтому можно также встретить формы муаре, моар.

Например, у А.Н. ОСТРОВСКОГО («Бедная невеста», действие первое, явление девятое. 1852): «Вы мне одолжите выкроечку вашей визитки, хочется чёрный муаре сделать. Вы представляете себе, так и сплю и вижу – непременно чёрный муаре».

Другой пример – заметка в «Московском телеграфе» за 1825 (№ 10, с. 179): «С модными терминами невольно затрудняешься: талией решили мы переводить слово corsage. Кстати здесь объяснить что прилагательное moirée мы переводим словом морелевая, т. е. имеющая волнистый отлив».

Муаровой обработки можно добиться на ткани любого переплетения и из любого сырья. Но особую игру оттенков цвета давали шелка полотняного переплетения. Выше всего ценился мелкий чёткий отлив. Такой муар часто делали в виде лент, на которых носили ордена, шифры и др. Очень высоко ценился муар-антик, имевший очень крупные разводы, – считался наиболее роскошным для отделки интерьера. В России производились почти все сорта муара, особенно те, которые предназначались для изготовления орденских лент.

Из рекламных объявлений XIX в. известно, что в Петербурге лучшим муаром считалась ткань фабрики Н. СЕРЕБРЯНИКОВА («Северная пчела», 1832, № 149 от 1 июля). В Москве большей популярностью пользовался муар фабрики ЗАЛОГИНА: «Тогда, поняв отца, Иван Степанович уже весело сбрасывает на руки превосходную залогинскую ткань, и муаровая белая волна льётся на прилавок, сверкая белою своею кипенью» (ДУРЫЛИН С.Н. «В своём углу». М., 1991, с. 175).

В XX веке муар вновь вошёл в моду с начала 50-х гг. и ныне используется модельерами для создания особо нарядной одежды.

Tags: 1950-е, БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович, ВЕРЕЩАГИН Василий Петрович, Живопись 1860-х, Живопись вт. пол. XIX в., История костюма/причёски, Литература/цитаты, Островский А.Н., Портрет, СГХМ им. Радищева, Середина XX века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments