Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Евдокия Лопухина

► «Евдокия Лопухина, в монашестве Елена» (копия портрета XVIII в. с неизвестного оригинала).
Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Суздальский Кремль.

► Калужская икона Пресвятой Богородицы. Кон. XIX в.
Георгиевский собор, Калуга.




«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём ПЕТРОМ и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет...» – так, не слишком лестно, описал царицу ЕВДОКИЮ ФЁДОРОВНУ князь Б.И. КУРАКИН (1676-1727).

ПРАСКОВЬЯ ИЛЛАРИОНОВНА ЛОПУХИНА – так звалась от рождения первая жена ПЕТРА I. Волею судеб она стала последней царствующей «равнородной» супругой русского монарха. Все последующие носили титул императрицы и были иностранками по происхождению.

23 сентября 1698 г. молодую царицу – ей было всего 28 лет – под конвоем, без свиты, в простой карете отвезли в Суздальский Покровский монастырь, печально известный как традиционное место ссылки опальных представительниц аристократических фамилий. Там она, без лишних свидетелей, была пострижена в монахини и стала инокиней ЕЛЕНОЙ. Евдокия сочла пострижение тайным и не имеющим истинной силы и стала жить в монастыре как мирянка.

Все дальнейшие события обрушились на Евдокию, как снежная лавина: сначала роман с майором СТЕПАНОМ ГЛЕБОВЫМ (ок. 1672-1718), приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора. Его ввёл к Евдокии её духовник ФЁДОР ПУСТЫННЫЙ. Это был единственный глоток любви и женского счастья за всю жизнь царицы, полную наветов, невзгод и гонений. Затем последовало пророчество епископа Ростовского ДОСИФЕЯ о скором возобновлении царствования Евдокии и поминания её в церквах как «Великой Государыни». Потом яростный ответный террор ПЕТРА, погубивший многих Лопухиных. Далее мучительная многочасовая казнь её возлюбленного Глебова, на которой, по некоторым сведениям, заставили быть Евдокию. Причём несчастной женщине насильно не давали ни закрыть глаз, ни отвернуть головы. В огне репрессий Пётр не пощадил и их сына, царевича АЛЕКСЕЯ.

В одночасье сменив царские одежды на монашеское одеяние, почти полностью утратив связь с миром, потеряв одного за другим возлюбленного, родных и сына, Евдокия не наложила на себя рук, не лишилась рассудка! Не в этом ли и заключается поразительный феномен этой удивительной женщины? Она выжила для того, чтобы жить дальше, уже самим фактом своего существования являя пример стойкости духа и жажды жизни, невесть откуда взявшихся в этой тихой и покорной женщине.

По иронии судьбы ей суждено было пережить всех своих мучителей, включая мужа. Умерла Евдокия в 1731 г. Императрица АННА ИОАННОВНА относилась к ней уважительно и пришла на похороны. Перед кончиной последние слова опальной царицы были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».

Существует мнение о близости иконографии Калужской иконы Божией Матери к прижизненному портрету царицы Евдокии Лопухиной, написанному во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения иконы. Сходство изображениям добавляют тёмный колорит, обрез фигур ниже пояса, легкий 3/4-ной поворот влево, направление взгляда. Заметное иконографическое расхождение — положение правой руки, которая на портрете Лопухиной скрыта муфтой. То, как были и были ли связаны Калужская икона и портрет Лопухиной, остаётся неизвестным.

► Неизвестный художник. «Царь Пётр Алексеевич, его вторая жена Екатерина Алексеевна и первая жена Евдокия Фёдоровна Лопухина». 1-ая треть XVIII в.
Холст, масло. 69 x 100 см.
Государственный исторический музей, Москва.


Tags: 1710-е, 1730-е, XVII век, XVIII век, Анна Иоанновна, Биографии, Богородичные праздники/иконы/храмы, Евдокия Фёдоровна (жена Петра I), Екатерина I Алексеевна, Живопись кон. XIX в., Живопись п.п. XVIII в., Книги/журналы, Неизвестный художник/скульптор, Портрет, Пётр I Алексеевич, Русское царство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments