Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Портрет Авдотьи Голицыной в образе весталки

► ЕГОРОВ Алексей Егорович (1776-1851) «Портрет Голицыной А.И. в образе весталки». 1810-е гг.
Холст, масло. 45 x 37,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




«Princesse Nocturne» («ночная княгиня») – одна из красивейших женщин своего времени, хозяйка литературного салона Евдокия (Авдотья) Ивановна ГОЛИЦЫНА (1780-1850). Это красивое музыкальное прозвище очень подходило к прекрасному и загадочному облику княгини. Когда-то предсказательница нагадала ей, что она окончит свой земной путь во время ночного сна… И тогда, чтобы смерть не застала врасплох, она решила ночь превращать в день: спать ложилась на рассвете, приёмы начинала за полночь.

Княгиня превратила свой дом в салон, который посещали Иван КАРАМЗИН, Василий ЖУКОВСКИЙ, Пётр ВЯЗЕМСКИЙ, Александр ГРИБОЕДОВ, генерал Михаил ОРЛОВ. Выпускник лицея, юный Александр ПУШКИН, несмотря на почти 20-летнюю разницу в возрасте, влюбился в неё. Карамзин над чувствами юного друга подтрунивал: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у ней вечера: лжет от любви, сердится от любви, только ещё не пишет от любви».

Война 1812 года с Наполеоном сделала княгиню Голицыну яркой патриоткой и чуть ли не первым славянофилом в том понятии, которое возникло значительно позже. Отстаивая всё русское, она явилась в Москве на бал в Благородном собрании в сарафане и кокошнике, оплетенном лаврами, – этакой «возрожденной Марфой Посадницей», по выражению ВЯЗЕМСКОГО. Танцевальный вечер не был костюмированным, и потому появление дамы в русском наряде не могло не привлечь всеобщего внимания.

Современники со вниманием следили за долгой борьбой княгини Голицыной с министром П.Д. КИСЕЛЕВЫМ, который внедрял посадки картофеля в сельских общинах России. «Ей казалось, – писал Вяземский, – что это нововведение есть посягательство на русскую национальность, что картофель испортит и желудки, и благочестивые нравы наших искони и богохранимых хлебо и кашеедов».

Представление о благе России у Голицыной связывалось с необходимостью введения новой конституции, которая гарантировала бы права и свободы граждан. В 1815 г. она даже составила записку, в которой изложила собственные взгляды. ПУШКИН и А. ТУРГЕНЕВ позже любили с некоторой иронией называть княгиню "constitutionelle" (конституционной).

Старость её была одинока, и даже не осталось каких-либо свидетельств о том, как же она встретила свой смертный час – в ночной тиши, которой всегда страшилась, или шумным солнечным днём...
Tags: 1810-е, XIX век, Биографии, Голицыны, Государственная Третьяковская галерея, ЕГОРОВ Алексей Егорович, Живопись 1810-х, Живопись п.п. XIX в., Отечественная война 1812 г., Портрет, Пушкин А.С./пушкиниана
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments