morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Готическая капелла. Ангел молитвы Тимофея Неффа.

НЕФФ Тимофей Андреевич (1805-1876)
► «Ангел». Холст, масло. 162 x 132 см.
Музей изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили, Тбилиси, Грузия.
► «Ангел». 1830-е гг. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




► НЕФФ Тимофей Андреевич (1805-1876) «Ангел».
Холст, масло.
Частное собрание.
► Неизвестный художник. Копия с картины Т.А. Неффа «Ангел молитвы». Вторая половина ХIХ в.
Холст, масло. 74 х 58 см.
Частное собрание.




► Неизвестный художник «Ангел молитвы». Конец XIX в.
Металлическая пластина, масло. 60,5 х 45,5 см.
► СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Ангел с кадилом» (с гравюры с картны Т.А. Неффа «Ангел молитвы»). 1866 г.
Бумага, тушь. 19,2 х 22 см.
Музей-усадьба В.И. Сурикова, Красноярск.




С момента зарождения христианства Ангелов изображали на мозаиках и фресках в храмах, на холсте и бумаге, создавали из камня, металла и глины. Однако есть вид искусства более всех других подходящий для изображения светлой ангельской сущности: это – витражное искусство. Крылатые вестники в окнах благодаря светоносности стекла зримо воплощают своё главное предназначение: нести людям Божественный Свет.

Первые петербургские витражи появились в дворцовых и церковных интерьерах по желанию императора НИКОЛАЯ I. Витражи украсили коттедж в Петергофском имении Александрия, который Николай I подарил своей любимой супруге АЛЕКСАНДРЕ ФЁДОРОВНЕ. Находящаяся там церковь святого Александра Невского, более известная как Готическая капелла, была одним из первых православных храмов, украшенных витражами, причём не только в окнах, но и в иконостасе.

► Русский художественный листок «Александрия близ Петергофа, летнее местопребывание Их Императорских Величеств». Литография В. ТИММА и И. ШАРЛЕМАНЯ.
► ШАРЛЕМАНЬ И.И. «Готическая капелла в парке Александрия, внешний вил капеллы». 1850-1860-ые гг. Акварель.




Храм возвели в 1831-1833 гг. Проекты фасадов и планы были выполнены немецким зодчим Карлом Фридрихом ШИНКЕЛЕМ (1781-1841), а непосредственное наблюдение за строительством осуществлял архитектор Адам Адамович МЕНЕЛАС (1753-1831), после кончины которого, с сентября 1831 года эта роль была возложена на Иосифа Ивановича ШАРЛЕМАНЯ (1782-1861).

Готическая капелла была частным владением Дома Романовых. Богослужения велись только летом. Здесь происходило венчание фрейлин императрицы Александры Фёдоровны. Юрий ТЫНЯНОВ упоминает о Капелле в повести «Малолетный Витушишников»: «Храм, который император приказал соорудить у себя в Александрии, своей петергофской даче, «малютка-храмик», как называли его, был чистой готикой и не походил на пузатые купола. Указывая на стрельчатые окна и каменные кружева и оборки по углам, камер-фрау Баранова говорила [фрейлинам]: „Учитесь у них!”»

►ГАУ Эдуард Петрович (1807-1887) «Готическая капелла в парке Александрия, внутренний вид капеллы». 1850-1860-е гг. Акварель.
► Интерьер храма. Современная фотография (отсюда).




Алтарь отделялся от зала золоченым резным одноярусным иконостасом. Расположение и состав образов в нём соответствовали строгому каноническому порядку. Так, в створках Царских врат размещались иконы с изображением сцены Благовещения и четырёх евангелистов. Справа от Царских врат находился образ Спасителя, слева – Богоматери. На северной дьяконской двери располагалась икона «Архангел Михаил», на южной – «Св. Александр Невский». Над Царскими вратами находился центральный образ «Тайная вечеря». Живопись иконостаса и запрестольный образ «Воскресение Господне» выполнены Неффом в 1833 г. В 1860-х гг. в декоративных розах над дьяконскими дверями были установлены две копии картин Неффа «Ангел молитвы» и «Ангел у гроба Господня», выполненные на стекле художником Императорского стеклянного завода Григорием ВАСИЛЬЕВЫМ. Витражные иконы были утрачены в годы войны и восстановлены петербургскими художниками-витражистами С. ХВАЛОВЫМ и В. ЛЕБЕДЕВЫМ.

Один из этих Ангелов – со свечой – был известным и любимым образом православной России. Картина маслом «Ангел молитвы» была написана придворным живописцем Тимофеем Андреевичем НЕФФОМ по заказу императорской семьи. На иконе изображён погружённый в молитву смиренный Ангел с опущенными глазами, с кадилом и свечой в руках.

Впоследствии Нефф неоднократно повторял икону. В интернете я встретила два мнения: лик Ангела художник писал с супруги Николая I императрицы Александры Фёдоровны (1798-1860), либо с их дочери Марии (1819-1876).

► ГАУ Владимир Иванович (1816-1895) «Императрица Александра Фёдоровна в гостиной Коттеджа в Александрии». 1834 г.
Бристольский картон, акварель, белила, лак.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
► Портрет великой княжны Марии Николаевны (1819-1876). Дагерротип. 1840 г.
► БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852) «Портрет великой княжны Марии Николаевны». Этюд. 1837 г.
Акварель. 60,2 x 48 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Ангел со свечой, несущий свет в ночи, был известен по всей стране: его изображение неоднократно тиражировалось в иллюстрированных изданиях того времени, его охотно писали церковные живописцы на стенах и сводах храмов. Стеклянных «Ангелов» тоже было несколько: один находился в предмолельне Александровского двора в Царском Селе (ныне в коллекции Павловского музея-заповедника), второй – в церкви в петергофской Александрии. Нежный образ необыкновенной красоты, написанный на стекле, словно излучает мягкий свет, разгоняя тьму.

► ВАСИЛЬЕВ Григорий «Ангел молитвы». По живописному образцу Т. Неффа. Витраж.
Государственный музей-заповедник «Павловск».
► ЛЮБИМОВ Леонид Александрович (1927-2001) «Ангел со свечой». 1998 г.
Холст, масло. Диаметр 98,2 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
► ЗАРУБИН Николай Александрович (1948-1998) «Ангел молитвы».




По материалам:
КНЯЖИЦКАЯ Т.В. «Ангелы на витражах».
Церковь св. блгв. князя Александра Невского (Готическая капелла)
Tags: 1830-е, XIX век, Александр Невский/храмы, Александра Фёдоровна (жена Николая I), Алтарные врата/алтарь, Ангелы, Архангел Михаил/храмы, БРЮЛЛОВ Карл Павлович, Витраж, ГАУ Владимир Иванович, ГАУ Эдуард Петрович, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Готика, Живопись 1830-х, Живопись 1850-х, Живопись 1860-х, Живопись 1990-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись кон. XIX в., Живопись кон. XX в., Живопись п.п. XIX в., Живопись сер. XIX в., ЗАРУБИН Николай Александрович, Литература/цитаты, МЕНЕЛАС Адам Адамович, Мария (дочь Николая I), НЕФФ Тимофей Андреевич, Неизвестный художник/скульптор, Николай I Павлович, Петергоф (Петродворец), Русский художественный листок, СУРИКОВ Василий Иванович, Свадебные обряды, Свечи, Святые/иконопись/иконописцы, ТИММ Василий Фёдорович, Тынянов Ю.Н., Фотография XIX-нач.XX века, Храмы/монастыри, Церковные облачения/утварь, ШАРЛЕМАНЬ Иосиф Иванович, ШИНКЕЛЬ Карл Фридрих
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments