Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Эрмитажный мост. Петербург.

КУЧУМОВ Василий Никитович (1888-1959)
► «Карета переезжает Эрмитажный мост». 1920 г.
Картон, масло. 67 х 78 см.
Частное собрание.
► «Пейзаж с изображением Лебяжьей канавки и вида на набережную Петербурга». Вторая треть XX в. Авторское повторение картины «Карета переезжает Эрмитажный мост».
Холст, масло. 93 х 80,5 см.
Частное собрание.




► КРАСУЛИН Валерий «Зимняя канавка».
► ЕСЬКОВ Павел Васильевич (р. 1981) «Зимняя канавка». 2015 г.
Холст, масло. 80 х 60 см.
► КУЗЕМА Константин Станиславович (р. 1962) «Зимняя канавка». 2015 г.
Бумага, акварель. 56 х 62 см.




Первая переправа через Зимнюю канавку в месте её впадения в Неву была сооружена инженером Германом ван БОЛЕСОМ (1689-1764) в 1718-1720 годах при оборудовании деревянных береговых стенок Дворцовой набережной. Она состояла из двух крыльев, разводящихся при помощи рычагов и зубчатых колёс. 20 апреля 1738 года мосту присвоили официальное название – Верхне-Набережный. С середины XVIII века горожане чаще именовали его Зимнедворцовым – по Зимнему дворцу Петра I, находящемуся тогда на месте здания Эрмитажного театра. Мост был нешироким, рассчитанным на проезд одной телеги или коляски.

При сооружении гранитной Дворцовой набережной была перестроена и эта переправа. В 1763-1766 годах здесь был сооружён каменный мост, облицованный гранитными плитами. Его отличительной чертой стала «горбатость» – высокий дугообразный подъём над Зимней канавкой.

С конца XVIII века до 1828 года переправа называлась Дворцовым мостом. С 1829 года благодаря соседству со зданиями Эрмитажа, переправа получила соответствующее название – Эрмитажный мост.

К 1933 году мост пришёл в аварийное состояние. В 1934 году по проекту инженера А.Д. САПЕРШТЕЙНА и архитектора К.М. ДМИТРИЕВА была проведена его реконструкция. Ширина переправы увеличилась на 1,44 метра в сторону Невы. Планировалось уменьшилась высоту мостового пролёта на 0,5 метров, благодаря чему уменьшилась бы его «горбатость». Это не было поддержано архитектурным комитетом, который рекомендовал лишь убрать подставки для фонарей, установленные здесь в XIX веке. Таким образом, после капитального ремонта Эрмитажный мост полностью сохранил свой узнаваемый облик. Длина моста составляет 22,1 метра, ширина – 15,2 метров.

Эрмитажный мост является одним из любимых мест петербургских фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы является одним из символов Санкт-Петербурга. Мост является и одним из самых грустных и романтичных мест города. По сюжету оперы Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО «Пиковая дама», в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает Герман. Этот поворот сюжета отсутствует в повести ПУШКИНА, и появился под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году П. И. Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы.

► ВИКТОРОВ Сергей Павлович (1916-1977) «Александр Блок. Двенадцать».
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




«...И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее –
Не оправится никак...

– Что, товарищ, ты не весел?
– Что, дружок, оторопел?
– Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

– Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил...

– Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!
– Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
– Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!..»

Несколько фотографий Эрмитажного моста и Зимней канавки:

► Городовой на Эрмитажном мосту. 1900 г.
► Зимняя канавка. 1918 г.




► Эрмитажный театр. Фотограф Бертон Холмс. 1901 г.



► Дворцовая набережная. 1913-1914 гг.



► Фотограф Эдвард Кларк. 1955 г.

Tags: 1900-е, 1910-е, XX век, Архитектура, Блок Александр Александрович, ВИКТОРОВ Сергей Павлович, Государственная Третьяковская галерея, ЕСЬКОВ Павел Васильевич, Жанровая живопись/скульптура/фото, Живопись 1920-х, Живопись ХХI в., Живопись п.п. XX в., Зима, КРАСУЛИН Валерий, КУЗЕМА Константин Станиславович, КУЧУМОВ Василий Никитович, Литература/цитаты, Лошади, Метель, Мосты, Петербург XIX века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Петропавловская крепость, Портрет, Пушкин А.С./пушкиниана, Революции 1917/юбилеи, Реки и каналы Санкт-Петербурга, Россия 1917-1922 годов, Фотография XIX-нач.XX века, Чайковский Пётр Ильич
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment