morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Исаакиевский собор. Ангелы со светильниками.

Значительную роль в убранстве Исаакиевского собора играет скульптура. Своды, двери, барабан главного купола, иконостасы и фасады украшены скульптурами Ангелов, апостолов, ветхозаветных пророков, рельефами с изображением событий из Священной истории и истории Церкви. Скульптурное убранство создавали известные ваятели того времени – Иван ВИТАЛИ, Пётр КЛОДТ, Николай ПИМЕНОВ, Александр ЛОГАНОВСКИЙ, Филипп ЛЕМЕР, Роберт ЗАЛЕМАН и Иосиф ГЕРМАН.

Одной из последних работ Ивана Петровича ВИТАЛИ (1794-1855) для Исаакиевского собора были группы Ангелов со светильниками, установленные на углах аттика на высоте 35 м.

► Исаакиевский собор. Фотография 1977 г.

1977 (4).jpg

Каждая из четырёх скульптурных композиций представляет собой двух коленопреклонённых Ангелов у подножия столпообразного светильника с чашей наверху. Левый Ангел одной касается рукой светильника. Правый Ангел положил руку на грудь в молитвенном жесте. Каждый из Ангелов другой своей рукой поддерживает длинную гирлянду из цветов и плодов. Концы гирлянды справа и слева обвивают пьедестал. Высота фигур – 3,66 м (всей композиции – 5,9 м).

Скульптуры изготовлены на гальванопластическом литейном заводе герцога ЛЕЙХТЕНБЕРГСКОГО. За отливку было заплачено 9 тысяч рублей серебром (материал исполнитель использовал свой). Скульптуры выполнены в комбинированной технике: части сложной формы, требующие по замыслу автора передачи мельчайших деталей (головы, руки, гирлянды), выполнены с помощью гальванопластики; детали большого размера и простой формы (например, одеяния) изготовлены из листовой меди. Детали соединены различными способами: с помощью пайки или заклёпками.



Скульптурные группы появились в связи с разработанным Огюстом МОНФЕРРАНОМ в 1840 году проектом дополнительного декора храма и были выполнены Иваном Витали по рисункам художника Константина МОЛДАВСКОГО в 1850-1855 годах. Установлены на кровле собора в 1856 году – уже после смерти Ивана Витали, отдавшему Исаакиевскому собору около 15 лет жизни.

►1853 г. С фотографии Г. Бланка. Рисунок опубликован в «Русском художественном листке» В.Ф. Тимма.
(Скульптуры на углах аттика ещё не установлены).

1853.jpg

Появление этих скульптур придало фасадам совершенно иной облик. В общей композиции сооружения Ангелы со светильниками играют роль переходного элемента от одной части к другой – от горизонтали основного объёма здания к вертикали барабана главного купола. Композиция, созданная Витали, очень гармонична, с чётким силуэтом. Эффектно вырисовываясь на фоне неба, скульптуры объединяют отдельные архитектурные массы, усиливают роль и значение всех элементов сооружения.

►1850-1855 гг. Фотограф Иван БИАНКИ (1811-1893).
►Круговая панорама Санкт-Петербурга. 1861 г. Фрагмент.


1850-1855 Бианки.jpg 1861.jpg

Кроме того, они позволяли эффектно иллюминировать собор в праздничные дни.

В 1870 году император АЛЕКСАНДР II разрешил провести опыт освещения газовым пламенем светильников на углах аттика, согласно чертежам штатного архитектора собора Августа ПУАРО. Такой опыт состоялся 31 марта 1872 года с юго-западной стороны собора (угол напротив дома Мятлевых). В тот первый раз в светильнике зажгли не газ, а специальный состав из керосина, стеарина и спирта. Этим составом наполнили сосуд в виде сдвоенных медных котлов, с песком между стенками.

Спустя три года, в июне 1873 года с «газопроводных дел мастером», 1-й гильдии купцом Максом Лоренцовичем ГИЦЛЕМ был заключён контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырёх канделябр на углах аттика Исаакиевского собора». Врезка была осуществлена в четырёх местах в магистральную трубу Общества столичного освещения (создано в 1858 г.). Чугунные трубы (диаметром 2-2,5 дюйма) шли под землёй, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные 2-х дюймовые трубы, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы.

Первый опыт одновременного горения всех четырёх светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. И уже тогда стало понятно, что давления газа недостаточно: мощности хватило только на полчаса, и даже уличные фонари вблизи собора погасли. В связи с этим осенью 1873 года магистральные трубы вокруг собора заменили на имеющие больший диаметр.

На каждом светильнике располагалось 2100 горелок, потребляющих 2-2,5 куб. футов газа. Горение предполагалось до 3-х часов и только 5 раз в год по праздничным дням, когда в столице зажигалась «большая иллюминация». Министр финансов Внутреннего Двора дал согласие принять расходы (менее 1000 рублей в год) на счёт государственного казначейства (в отличие от освещения запрестольного образа, расходы на которое должны были покрываться из средств Духовного ведомства).

Включали светильники во время общегородской иллюминации ежегодно: накануне праздника Пасхи, в день тезоименитства императора и в другие высокоторжественные дни. Так, например, 18 августа 1874 года во время проезда великого князя ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА и МАРИИ ПАВЛОВНЫ по случаю их свадебных торжеств; 19 февраля 1880 года – в день 25-летия царствования Александра II и т.п.

► «Ленинград. Вид с крыши Исаакиевского собора». Почтовая карточка. 1929 г.



Из воспоминаний художника Мстислава ДОБУЖИНСКОГО: «Когда была коронация АЛЕКСАНДРА III (1883 г.), тётя Катя повезла меня в своём экипаже вместе со всеми её детьми поздно вечером смотреть на иллюминацию Петербурга, и я вдоволь нагляделся на царские вензеля и короны и разные надписи, вроде «Боже, царя храни», из весело переливающихся, то делавшихся голубыми, то ярко разгоравшихся газовых язычков, на гирлянды разноцветных фонариков, развешанных вдоль улиц, на факелы Исаакиевского собора, на сальные плошки, которыми были уставлены тротуарные тумбы и выступы домов».

► «У Исаакия в пасхальную ночь». Рисовал для «Огонька» капитан А.В. МАРТЫНОВ. Из журнала «Огонёк» № 15, 1911 г.
► «Пасхальная ночь в Петербурге». С картины художника С. ЖИВОТОВСКОГО гравировал Б. ЛУЦ. Журнал «Родина» №16, 1899 г.




Столичная пасхальная служба начала XX века так описывается в издании Ф. Раевского «Петербург с окрестностями» (1902): «К слушанию заутрени собирается ко всем церквам весь Петербург. Особенно торжественны заутрени в Исаакиевском и Казанском соборах, кроме того – в Зимнем дворце, куда съезжаются все, имеющие право приезда ко двору. По трём пушечным выстрелам, которые производятся в крепости, первый – в 11 час[ов], второй – 11 ½, и третий – ровно в двенадцать, раздается первый удар громаднейшего колокола в Исаакиевском соборе, и вся столица моментально освещается огнями торжественной иллюминации и оглашается звоном колоколов всех церквей. Миллиарды огней от восковых свечей у храмов, газовых щитов, по улицам – у панелей, электрического света на высоких столбах Невского пр[оспекта], Б[ольшой] Морской и др[угих] ул[иц], Дворцовой площади и набережной – образуют чрезвычайно эффектный вид».

Гравюра издательства «Eau-forte» показывает особенность светового оформления главного петербургского храма на Пасху: «В Исаакиевском соборе горит газ в светильниках, которые держат укреплённые на углах собора ангелы. Это зрелище очень эффектно, так как газ горит в большом количестве и представляет вид пламенного столпа», – говорится в воспоминаниях Сергея СВЕТЛОВА «Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 году)».

► «У заутрени». Открытое письмо. Eau-forte, между 1904 и 1917. Офорт. 8,5 х13,9 см.



Сергей ГОРНЫЙ «Санкт-Петербург. (Видения)»: «Пасха стала вехою <...>. Какою-то звуковою памятью («Пасха!»), унесённой из детства. Тогда в ней была радость дымных факелов Исаакия, на жертвенных треногах, вознесённых к Небу. <...> Все бывает, когда весна – когда 18 лет и когда на Исаакии горят треножники пасхальным пламенем в заутреню. Дым относится ветром. Гудят, ворчат, что-то пересказывают друг другу и даже захлебываются колокола».

Можно предположить, что газовое освещение функционировало до 1917 года. Не обнаружено ни одной фотографии Исаакиевского собора с зажжёнными светильниками. Вероятно, это обусловлено техническими сложностями фотографирования в ночное время. Но существуют картины, гравюры и рисунки, на которых современники изобразили огонь на аттике кафедрального собора столицы империи.

► Пасхальная открытка начала XX в.
► ВЕЙЕРМАН К.Р. «Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в полночь в Светлое Воскресение», по рисунку А.К. БАЛЬДИНГЕРА.




► ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна (1871-1955) «Исаакиевский собор в пасхальную ночь». Открытка. 1905-1917 гг.



По материалам:
ГОЛОВАНОВА А.В. Газовое освещение скульптурных групп «Ангелы со светильником» на аттике Исаакиевского собора // Кафедра, 2015, №16 (1). – С. 23-31.
ШУЙСКИЙ В.К. Огюст Монферран. История жизни и творчества. – М.: Центрполиграф, 2005.
«Русская пасхальная открытка» на сайте РНБ.

Фотографии:
https://pastvu.com/
http://www.cathedral.ru/narugnaya_skulptura
Tags: 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1920-е, 1970-е, XIX век, XX век, Адмиралтейство (СПб), Александр II, Александр III, Ангелы, Архитектура, БИАНКИ Иван, ВИТАЛИ Иван Петрович, Владимир (сын Александра II), Гимн «Боже царя храни», ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович, Живопись 1900-х, Живопись 1910-х, Живопись нач. XX в., Живопись п.п. XX в., Иллюстрации книжные/к произведениям, Исаакиевский собор, Литература/цитаты, МОЛДАВСКИЙ Константин Антонович, МОНФЕРРАН Огюст, ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна, Петербург XIX века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Почтовые марки/открытки, Фотография XIX-нач.XX века, Храмы/монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments