morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Святые Александр Пересвет и Андрей Ослябя

РИСС Франц Николаевич (1804-1886) «Святой Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия Донского». 1849 г.
Штукатурка, масло. 604 х 253 см. Площадь 11,3 кв. м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Роспись западного люнета юго-западного купола.




Александр был брянским боярином, Андрей – боярином любутским (г. Любутск на Оке).

18 августа 1380 г. святой благоверный князь московский ДИМИТРИЙ испросил у преподобного СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев ПЕРЕСВЕТА и ОСЛЯБЮ, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду – определенно сказать нельзя).

Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золочёных шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство».

Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска МАМАЯ и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия и воодушевил русские войска.

Древнейший рассказ о битве – «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщает о гибели на Куликовом поле только Александра. Наиболее полный рассказ об Александре и Андрее изложен в «Сказании о Мамаевом побоище», однако здесь не упоминается смерть Александра Пересвета в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище». «Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби ИАКОВА. В летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра – это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей остался жив после сражения.

► РЫЖЕНКО Павел Викторович (1970-2014) «Победа Пересвета». 2005 г.
Холст, масло. 170 х 210 cм.



Святые Александр и Андрей вместе погребены в приделе церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом церкви Рождества Богородицы. В 1928 году церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия уничтожены. После открытия храма в 1989 году надгробия были восстановлены.

В настоящее время в исторической экспозиции государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль» находится посох, по преданию принадлежавший Александру Пересвету. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX веке посох был урезан; современные размеры: высота – 138 см, окружность – 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Монастырь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен великомученику ДИМИТРИЮ СОЛУНСКОМУ – небесному покровителю святого благоверного князя ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО (точная дата основания монастыря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте будущей обители. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.

Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы, в кон. XVII века имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых»; в 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г. – в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Память Александра и Андрея может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы – 7 сентября.

По материалам: Православная энциклопедия. Т. 1. – С. 532-533.

ДЯГИЛЕВ Анатолий Иванович (1935-2001) «Пересвет». 2001 г.

Tags: XIV век, Батальный жанр, Богородичные праздники/иконы/храмы, Военная история, ГИАМЗ «Рязанский Кремль», ДЯГИЛЕВ Анатолий Иванович, Дмитрий I Иванович Донской, Древнерусская литература, Древняя и Удельная Русь, Живопись 1840-х, Живопись ХХI в., Живопись сер. XIX в., Исаакиевский собор, Куликовская битва, Лошади, Монголо-татарское иго, Осень, Православный календарь, РИСС Франц Николаевич, РЫЖЕНКО Павел Викторович, Св. Сергий Радонежский, Святая Троица/иконы/храмы, Святые/иконопись/иконописцы, Тула/область, Храмы/монастыри
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments