Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский.

► ЛОСЕВ Андрей Васильевич (р. 1963) «Благословение святителя Митрофана (святитель Митрофан и Пётр I строят корабль под Воронежем)». 1995-2003 гг.



КУШЕВСКИЙ Юрий Александрович (р. 1976)
► «Новое в России дело! Спуск галеры "Принципиум" на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.». 2008 г.
Холст, масло. 170 х 385 см.
► «Новое в России дело! Спуск галеры "Принципиум" на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.». 2009 г.
Холст, масло. 130 х 260 см.





Русская старина. Том C. 1899. Выпуски 10-12. – СПб., 1899. С. 258
«Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский».


«К одному из приездов Петра в 1699 году или скорее – в 1700 году относится следующий печальный случай, доказывающей, насколько уважал Петр добродетели святителя, но едва-было не поведший к разрыву между ними. Случай этот передается ГОЛИКОВЫМ со слов воронежских старожилов, и нет основания отвергать это предание.

Петр украсил свой дворец в Воронеже по примеру западноевропейских государей статуями античных божеств: Юпитера, Нептуна, Минервы, Венеры и других. Однажды святитель получил от царя приказание явиться к нему во дворец. Митрофан тотчас же пошел, но, войдя во двор и увидя эти статуи, в том числе и нагую Венеру, воротился назад и ушел домой. Донесли об этом государю; тот, не понимая причины внезапного возвращения святителя домой, опять послал позвать его к себе. Но святитель сказал царскому посланцу: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, то он не может войти во дворец его». Петр был разгневан таким ослушанием епископа и снова послал сказать ему, что, «если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». – «В жизни моей государь властен, отвечал святитель, но не прилично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца; итак охотнее он приметь смерть, а не подтвердит присутствием своим сих языческих чтилищ».

Вдруг перед вечером Петр слышит благовест в соборе в большой колокол и спрашивает: разве завтра праздник? Ему отвечают, что никакого праздника нет. Тогда он посылает спросить о причине звона к самому святителю Митрофану и получает следующий ответ: «Понеже мне от его величества сказана смерть, того ради он, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением; и для сего-то назначил он быть всенощному бдению».

Получив такой ответ от старца-епископа, Петр, по рассказу Голикова, «не мог удержаться, чтобы не рассмеяться»: тотчас же он послал сказать святителю, что «он его во всем прощает, и для того перестал бы тревожить народ необыкновенным звоном». Царь «не любил жертвовать ни для кого и ни для чего ничем из вновь вводимого им»; из уважения же к добродетелям старца-святителя уступил ему и приказал принять статуи, соблазнявшие его целомудренный взор, и святитель, узнавши об этом на другой день «заподлинно», пришел благодарить государя за снятие статуй. «Какой был при сем между ними разговор, – прибавляет Голиков, – неизвестно; то только верно, что великий государь не отменил к нему ни любви, ни уважения своего, и в каждый приезд свой в Воронеж заезжал наперед к нему».

Уже после этого случая, в мае 1701 года, святитель Митрофан пожертвовал из казны архиерейского дома, «на строение кораблей» 3 000 рублей, которые представил в воронежское адмиралтейство. Нужно заметить, что в это время не прекратились еще обязательные для архиерейского дома расходы на строение кораблей и их починку. Вот относящиеся сюда отрывочные данные, сохраненные нам временем: 21-го октября 1699 года взнесено в патриарший дворцовый приказ в «корабельное строение другого подрядного корабля недоплатных 98 рублев» (по полтине с двора); 12-го ноября того же года и 19-го февраля 1701 года взнесено еще 196 рублей (по рублю с двора) «в корабельное строение последнего сбору» — «на дачу в Володимерский судной приказ за пушки и за медь и забомбы на три галеры». Кроме того, в 1700, 1701 и 1702 годах, вносились из архиерейского дома деньги, «на корабельную починку»: духовные владельцы, по указу Петра от 20-го апреля 1700 года, должны были вносить по 4 алтына с деньгой с каждого двора; так что, вероятно, Воронежский архиерейский дом вносил сумму в 24 рубля 16 алтын 4 деньги со 196 дворов.

За новое свое щедрое пожертвование святитель Митрофан получил, от 18-го мая 1701 года, другую благодарственную грамоту такого же содержания, как в 1700 году.

Голиков сообщает, что и впоследствии святитель Митрофан «отсылал всегда накоплявшиеся у него от издержек деньги к государю, а в отсутствие его в адмиралтейское казначейство при записках своих «на ратных». Сообщение это, повторяемое почти всеми писателями о святителе, неверно, так как, с учреждением, в январе 1701 года, Монастырского приказа, остаточные суммы отправлялись в Монастырский приказ, и в сохранившихся расходных книгах Воронежского архиерейского дома, с 1-го сентября 1702 года, действительно отмечаются эти отсылки остатков в приказ».

► «Святитель Митрофан Воронежский». XIX в.
Эмаль, медь, роспись, наполнитель. 10 х 7 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
► «Святитель Митрофан Воронежский». XIX в.
Дерево, темпера. 31 х 26 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.




Прижизненных изображений МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО (1623-1703) не сохранилось. Все его портреты легендарные. Особенно усилился интерес к св. Митрофану после открытия его мощей в 1832 г. и перенесения их в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1832 г. его портрет гравировал К. АФАНАСЬЕВ для книги «Краткое описание пребывания Петра Алексеевича в Воронеже», в 1839 г. – Николай УТКИН для «Хвалебного жизнеописания святителя». Оба изображения аналогичны портрету на эмалевой иконке (выше).

На иконах святого вверху слева часто помещают «Смоленский» образ Богоматери. Известно, что эта келейная икона святителя – благословение патриарха ИОАКИМА. После прославления святителя она находилась возле его мощей. Другая почитаемая «Смоленская» икона, у места его погребения в приделе Архангела Михаила Благовещенского собора, также связана с именем святого. Перед нею ещё до прославления святителя Митрофана служились молебны и панихиды. Какая именно из двух святынь изображалась па иконах, определить невозможно.

Святитель Митрофан, принявший перед кончиной схиму с именем Макарий, обычно изображается в облачении схиепископа или схимонаха. В «Духовном завещании» он просил похоронить его именно в схиме, а не в архиерейских одеждах. В «Акте освидетельствования мощей» святого сохранилось описание одеяния: святитель Митрофан был облачён в схимнический куколь и архиерейскую мантию, на груди – крест.

Именно такой тип изображения святителя, соединивший образ его служения при жизни и высший монашеский подвиг, с которым он окончил свой земной путь, был положен в основу иконографии и стал наиболее распространённым. Об этом свидетельствуют многочисленные иконы и гравюры, созданные сразу после канонизации. Чин схиепископа, в котором представлен святитель Митрофан, не встречается в изображениях святых ХVIII-ХIХ вв.

На многих иконах повторяется деталь – жезл с большим, богато украшенным навершием. В ризнице Митрофанова Благовещенского монастыря хранится жезл, который, по преданию, принадлежал святителю (версию отвергают некоторые исследователи начала XX в., в т.ч. Н.И. ПОЛИКАРПОВ).

► «Свв. Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Сергий, Елизавета и Анна, Любовь, Ксения». XIX в.
Дерево, темпера. 30 х 30,5 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
► «Святитель Митрофан Воронежский». XIX в.
Дерево, темпера. 36 х 30,5 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.




В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти: 7/20 августа (Обретение мощей), 4/17 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября/6 декабря.

► ДУЗИ Хозрой (Косрое) (Dusi Cosroe; 1803-1860) (эскиз), мозаичист М.И. ЩЕТИНИН «Святитель Митрофан Воронежский». 1871 г.
Смальта. 170 х 165 см.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Установлена в приделе св. Екатерины.




► ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Святой Митрофан Воронежский». 1848-1856 гг.
Дуб, бронза, литьё.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Рельеф южной внутренней двери.
► ПАВЛОВ Василий Иванович (Петрович?) (1861 – ?) (эскиз) «Святые Митрофан Воронежский и Феодосий Черниговский».
Смальта. 411 х 210 см.
Спас на крови, Санкт-Петербург. Свод над алтарём, северная сторона, 3-й регистр.




Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского (документы):
http://scepsis.net/library/id_1471.html.

Источники:
http://icons.pstgu.ru/index.php?option=com_alphacontent&section=1&ordering=1&letter=%D0%9C&Itemid=59&limitstart=60
http://www.runivers.ru/lib/book4646/
Tags: Богородичные праздники/иконы/храмы, ВИТАЛИ Иван Петрович, Воронеж/область, ГЭ, ДУЗИ Хозрой, Духовенство, Исаакиевский собор, КУШЕВСКИЙ Юрий Александрович, ЛОСЕВ Андрей Васильевич, Мозаика, Московский Кремль/Красная площадь, ПАВЛОВ Василий Иванович, Парусники, Православный календарь, Пётр I, Русское царство, Святые/иконопись/иконописцы, Скульптура, Смоленская икона Богородицы, Спас на крови, ЦМДКИ им. Рублёва, Эмаль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments