Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Святой преподобный Серафим Саровский

Конец XIX – начало ХХ века искусствоведы и коллекционеры называют «золотым веком» русской эмали. Именно в этот период началось возрождение этого казалось бы забытого в России вида искусства. Петербург и Москва становятся законодателями моды на изделия из эмалей: крупные ювелирные фирмы открывают собственные эмальерные школы и выпускают изделия самых разнообразных стилей – от древнерусских образцов в фольклорном стиле до барокко и арт-нуво. Русские декоративные эмали принесли славу таким мастерам ювелирного искусства, как ФАБЕРЖЕ, ХЛЕБНИКОВ, АЛЕКСЕЕВ, ОВЧИННИКОВ, братья ГРАЧЕВЫ, РЮКЕРТ и многим другим.

Изделия из русских эмалей представляют собой, в основном, предметы декоративно-подарочного назначения: это и всевозможная стилизованная под древнерусскую посуда и столовые приборы, это и броши, заколки, ручки для тростей, это и предметы домашнего обихода. Подобные ювелирные вещицы часто делались по специальному заказу и преподносились состоятельными гражданами друг другу как эксклюзивные подарки на Новый год, Рождество, Пасху и к прочим знаменательным датам. Так, большим любителем серебра с эмалями был император НИКОЛАЙ II, в коллекции которого было множество изделий, исполненных в этой ювелирной технике.

Вернулась эмаль и в иконопись.

► «Преподобный Серафим Саровский (на камне)». XX в.
Эмаль на медной основе, латунь, наполнитель, бархат; роспись. 7,9 х 6,2 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.




СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 1754(59)-1833) – один из наиболее почитаемых православных святых. Ещё в юности у него созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Схимонах старец Досифей из Киево-Печерской лавры благословил Прохора идти в Саровскую пустынь. Прохор принял постриг с именем Серафим. Он прославился взятыми на себя подвигами отшельничества, столпничества и безмолвия. Подражая преподобному СИМЕОНУ СТОЛПНИКУ, он 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне. Известно немало примеров его кротости и любви ко всему живому. После подвига безмолвия и затвора он сподобился особых Божественных даров – прозорливости и чудотворения. По выходе из затвора почти восемь лет он принимал приходящих к нему, наставлял, утешал, исцелял.

Преподобный Серафим Саровский отошёл в мир иной во время молитвы перед образом Пресвятой Богородицы 2 (15 н.ст.) января 1833 года. В лике святых Русская Православная Церковь прославила его через 70 лет. Чин канонизации был совершён в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя НИКОЛАЯ II. Мощи его были открыты для поклонения в Саровской пустыни.

Известно предсказание преподобного Серафима о том, что мощи его будут найдены, а затем в годину гонений на христианскую веру утрачены. В 1903 году такое было трудно представить, ведь вся императорская семья принимала деятельное участие в прославлении Саровского чудотворца. В тот год на торжества в Саров и Дивеево съехались огромные толпы паломников. Спустя 17 лет обитель закрыли, мощи Серафима Саровского, хранившиеся в Дивеево, были вскрыты, а через год – увезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. В январе 1991 года состоялось второе обретение мощей великого русского святого. Их нашли в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде. Летом того же года они были доставлены крестным ходом на Нижегородскую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь.

► «Преподобный Серафим Саровский». 1900-1910 гг.
Дерево, темпера, эмаль. Доска прямоугольной формы с двумя врезными торцевыми шпонками. 142 х 70,5 см.
Сампсониевский собор, Санкт-Петербург.




На иконе Сампсониевского собора святой СЕРАФИМ изображён в рост, в монашеской длинной тёмной мантии и епитрахили бледно-зелёного тона с вишнёво-коричневыми крестами, каймой и пятью пуговицами. Епитрахиль символизирует крестную ношу, которую духовно несёт священник, подражая Христу, несшему Свой Крест на Голгофу за спасение рода человеческого. Спереди на епитрахили нашиваются шесть крестов – они символизируют шесть церковных таинств, которые может совершать священник; седьмой крест нашивается на шее, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа.

Правая рука святого ладонью обращена к груди, у сердца, в левой – чётки с крестом и кисточкой. Руки написаны выразительно, с тонкими пальцами и синеватыми жилками. Тонко, в светло-серой дымчатой гамме, прописаны аккуратно расчёсанные на прямой пробор седые волосы преподобного, усы и недлинная раздвоенная борода. Лоб высокий с поперечными морщинами, резко выступающие скулы, затенённые впадины щёк. Привлекают внимание глаза святого – выразительные, серые. Взгляд предельно сосредоточен, обращён в себя.

В нижней части иконы изображён пейзаж: река с невысокими берегами, заросшими зелёным кустарником и травой, два купольных храма с оградой и колокольней. Позём напоминает песчаную дорожку, он выполнен розовым цветом с коралловым оттенком и прозеленью. Архитектура и деревья написаны обобщённо, в бело-розовых, жёлто-зелёных и красно-коричневых тонах. Изображения храмов носят условный характер. Возможно, иконописец изобразил на первом плане Христорождественский собор, на втором плане – Троицкий собор Дивеевской обители.

Изображение вписано в полуциркульную рамку. Поле вокруг святого – это рельефный золочёный орнамент из четырёхлистных цветков и крестов. На полях изображены гирлянды закручивающихся побегов и цветов. Пространство между растениями заполнено эмалью тёмно-зелёного цвета. Из эмали выполнены и нитки бус. В изображении нимба также использована эмаль (тёмно-синяя, бледно-сиреневая, красная, розовая, зелёная): завитки стилизованного аканта, жемчужная нитка.
Tags: XIX век, Декоративно-прикладное искусство, Живопись 1900-х, Живопись нач. XX в., Казанский собор (СПб), Нижний Новгород/Горький/область, Николай II Александрович, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Православный календарь, Сампсониевский собор, Св. Серафим Саровский, Святые/иконопись/иконописцы, Храмы/монастыри, Церковные облачения/утварь, Эмаль
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments