morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Categories:

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль.

► ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль». 1888 г.
Холст, масло. 44 x 59 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Это знаменитый ярославский Иоанно-Предтеченский храм – дивная огромная церковь замысловатой архитектуры, с кружевной кирпичной кладкой в верхней части и со сказочными пятнадцатью главками.

В 1658 г. в Ярославле сильнейший пожар уничтожил почти все древние постройки: 29 храмов, 3 монастыря, 1480 гражданских зданий погибли в пламени. Но благочестивые и богатые горожане восстановили свой город в ещё большей красе. Именно на этой волне в течение 16 лет и создавался храм Иоанна Предтечи. Неизвестный архитектор словно стремился вобрать в своё творение всё, чем славилось русское храмовое строительство его эпохи. Сведено в единое целое и соборная представительность пятиглавых московских храмов, и торжественное величие церквей Поволжья, и многокупольность деревянных северных церквей, и декоративная многоцветность ярославских храмовых строений.

Внутреннее убранство храма едва не превосходило его внешнее благолепие. Шестнадцать лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева ПЛЕХАНОВА, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора ИГНАТЬЕВА занимались его росписью. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов – по количеству сюжетных картин, которых в храме более 500, храм не имеет себе равных в мире.

Церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, её макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, а цесаревич АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (будущий император АЛЕКСАНДР III), увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, СЕРГЕЙ МАКСИМИЛИАНОВИЧ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ, который посещал её дважды. Сюда приезжал великий князь СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ со своей супругой ЕЛИЗАВЕТОЙ ФЁДОРОВНОЙ, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом!

Художник Василий ВЕРЕЩАГИН сохранил её образ в картине «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове».

В папертях, где отдыхали богомольцы, живописцы развертывали перед их глазами красочные сюиты назидательных новелл, поучительных и сложных аллегорий, пояснённых надписями и сдобренных чувством народного юмора. На ярко освящённых стенах храма размещались в несколько ярусов изображения евангельских событий, притч, деяний апостолов и церковных праздников. Живой оптимистический дух ярославских художников оживлял своим горячим прикосновением и эти канонические темы, переводя на язык общепонятных образов священные сюжеты: пророк ЕЛИСЕЙ шёл по золотистому полю ржи среди русских жниц с серпами, КАИН пахал землю на белой лошадке, впряжённой в русскую соху, библейские герои выступали в богатых русских одеждах... Такие детали русского быта как бы приближали далёкие события к современной русской жизни, делали их объёмнее для простого русского человека.

В 1936 г. завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию. В нём устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида. Позже, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада. Ныне здание церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ входит в состав Ярославского музея-заповедника.

►ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль». Около 1894 г.
Холст, масло. 43,1 х 58,4 см.




► Фотографии 1911 года Сергея Михайловича ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО (1863-1944).



► Банкнота Банка России образца 1997 года номиналом 1000 рублей модификации 2004 года (оборотная сторона). Размер банкноты 157 x 69 мм.



Современные фотографии (отсюда):



А также:
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899-1969)
«Никитка – первый русский летун». 1940 г.
Холст, масло. 389 х 288 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► «Футболист». 1932 г.
Холст, масло. 116 x 91 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

Tags: XIX век, XVII век, Александр III Александрович, Архитектура, ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич, Глава (архитектура), Государственная Третьяковская галерея, ДЕЙНЕКА Александр Александрович, Жанровая живопись/скульптура/фото, Живопись 1880-х, Живопись 1890-х, Живопись 1930-х, Живопись 1940-х, Живопись XVII в., Живопись вт. пол. XIX в., Живопись кон. XIX в., Живопись п.п. XX в., Живопись сер. XX в., Зима, Интерьер храмовый/монастырский, Колокола/колокольни, Минейные иконы, Нумизматика и бонистика, ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ Сергей Михайлович, Св. Иоанн Креститель, Святые/иконопись/иконописцы, Спорт, Фотография XIX-нач.XX века, Футбол, Храмы/монастыри, Ярославль/область
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments