Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Навеки вместе.

ХМЕЛЬКО Михаил Иванович (1919-1996) «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». 1951 г.
Холст, масло. 280 x 551 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев.




Сегодня эта славная страница истории у нас, как правило, замалчивается, а на Украине – разительно искажается. Между тем в 1954 году 300-летие воссоединения Украины с Россией (а именно этот термин активно употреблялся с 1904 года) отмечали широко. В том числе – книгами, песнями, монументами, фильмами и картинами. Художник Михаил ХМЕЛЬКО ярче других осмыслил историю времён гетмана БОГДАНА и царя АЛЕКСЕЯ. Эта классическая советская картина показывает, каким должно быть понимание общей исторической судьбы родственных народов.

Художник переносит нас в 1650-е годы. Земский собор постановил: «Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку». И в январе 1654-го Переяславская рада приняла решение об объединении с Россией с присягой на верность царю Московскому.

Герои Хмелько осознают важность исторического свершения: как будто гора с плеч упала. Отныне – вместе! Великороссы и малороссы – в едином славянском море. Бороды, чубы, сабли, бандуры... Многие яростно ликуют, но кто-то крепко призадумался. Это не серая масса, а собор сильных, своенравных, свободных людей. Их воля – воссоединение.

Михаил Хмелько колоритно показывает творческую роль всенародного решения в истории. Многонаселённая картина захватывает размахом. Кроме того, чувствуется позиция автора, его уверенность в том, что нашим народам не найти счастья порознь. И ХХI век доказывает правоту художника: в распрях нет благодати...

Запорожские рыцари торжествуют: вместе с Москвой они созидают великую православную державу. Они научились побеждать поляков, завоевали автономию от Варшавы. Запорожское войско стало независимым, вовсю торговало с Москвой. Но постоянная угроза польской экспансии не позволяла Богдану Хмельницкому праздновать победу в одиночку, без России.

После Переяславской рады великороссы и малороссы воевали в одном строю, освобождая от польской власти старинные русские города – города общего прошлого двух народов. В этом – ещё один подтекст картины Хмелько: перед нами – победители. Художник, освобождавший родную Украину в 1944-м, не понаслышке знал, что такое дух победы. В будущем союз двух народов подчас омрачали смуты и раздоры, но гораздо больше было братства, в том числе и боевого.

Михаил Иванович ХМЕЛЬКО (1919–1996) – народный художник Украины, воспевавший дружбу братских славянских народов в искренних патетических картинах: «Триумф победившей Родины», «Т.Г. Шевченко и М.С. Щепкин в Москве», «Н.С. Хрущёв и Н.Ф. Ватутин во время битвы за Киев». Его ценили и СТАЛИН, и ХРУЩЁВ, и ДОВЖЕНКО, КОВПАК, КОЖЕДУБ… Признанный мастер монументальных полотен, Хмелько виртуозно создавал многолюдные композиции. Сегодня ни один учебник истории не обойдется без таких его картин, как «За великий русский народ!».

Фронтовик, минёр-картограф и армейский художник Великой Отечественной, Михаил Хмелько не принял киевской идеологии начала 1990-х, когда с помощью демагогии и лжи историю Российской империи и Советского Союза стали трактовать как трагедию украинского народа. Горько было старому художнику в стране, в которой героем стал Роман ШУХЕВИЧ... Хмелько лучше других понимал, что русофобия гибельна для Украины. Его кисть показала содружество народов таким, каким оно должно быть.

Источник: «Историк»

► ХМЕЛЬНИЦКИЙ Александр Анатольевич (1924-1998) «Навеки вместе». 1953 г.


Tags: Алексей Михайлович, НХМУ, Русское царство, Украина, ХМЕЛЬКО Михаил Иванович, ХМЕЛЬНИЦКИЙ Александр Анатольевич, Хмельницкий Б.М.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments