morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Форум Муссолини в Риме

► ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899-1969) «Стадион в Риме». 1935.
Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Во время своей поездки в Италию в 1935 году художник Александр ДЕЙНЕКА запечатлел Форум Муссолини на картине «Стадион в Риме». Он изобразил Мраморный стадион, украшенный монументальными статуями из каррарского мрамора. Стадион открыли в 1932 году после празднования десятой годовщины Марша на Рим.

Комплекс был построен в связи с тем, что Италия, по инициативе Бенито МУССОЛИНИ, подала заявку на проведение летних Олимпийских игр 1940 года, однако право на проведение игр получила Япония. После Второй мировой войны комплекс переименовали в «Foro Italico». В этом комплексе проводятся многочисленные спортивные соревнования, такие как летние Олимпийские игры 1960 г., чемпионат мира по футболу 1990 г. и чемпионат мира по водным видам спорта 2009 г.



Из книги Дениса Мэка СМИТА «Муссолини» (ИнтерДайджест, 1995):

«На вопрос, какой из видов искусств он любит больше всего, Муссолини иногда называл театр, иногда – музыку, кино, архитектуру. Он всегда страстно желал показать, что принимает активное участие в культурной жизни страны, и любил, когда его хвалили, как знатока, почти не имевшего себе равных на обширном поле интеллектуальной и творческой жизни».

Муссолини считал, «что монументальность зданий как нельзя больше соответствует духу фашизма. Осмотрев Парфенон, дуче сказал, что Капитолий в Риме гораздо величественнее. Он восхищался небоскрёбами – чем выше, тем лучше – и однажды неожиданно решил построить рядом с Миланским кафедральным собором огромную готическую колокольню. Никто не осмелился сказать ему, что с эстетической точки зрения это будет выглядеть по меньшей мере нелепо. Более того, он лелеял мечту построить «Рим Муссолини», город совершенно нового облика, своего рода вызов творениям императоров и пап, превосходящий всё, что было создано в последние две тысячи лет. Рим, в вопиющем противоречии с развернутой им кампанией против «урбанизации», должен был стать обширной метрополией, как во времена императора Августа; его население должно было вырасти вдвое, а площадь занять двадцать километров в диаметре, протянувшись до самого моря. Муссолини приказал, чтобы за пятилетний период всё построенное в течение «веков упадка», начавшихся после Августа, было сметено и заменено новыми постройками, достойными великой империи. Он хотел войти в историю как величайший зодчий Рима, а также как «величайший разрушитель»: Муссолини собирался снести все «мерзко колоритные» дома «веков упадка» (в число которых, по его мнению, входили строения в стиле барокко и контрреформации), чтобы они не заслоняли царственного величия Колизея, Пантеона, Капитолия и гробницы Августа.

Вскоре, однако, Муссолини понял, что его высокопарные идеи слишком претенциозны.

Прошло двадцать лет и за это время в Риме были расчищены лишь отдельные небольшие площадки. Несомненным достижением были несколько акров земли, залитые асфальтом на развалинах великих римских форумов – новый «Проспект Империи», соединяющий Колизей и Капитолий. Муссолини с гордостью заявлял, что были разрушены одиннадцать улиц, чтобы проложить этот триумфальный путь, предназначенный для величественных военных парадов, о которых он давно мечтал. В разных частях старого Рима исчезли с лица земли пятнадцать древних церквей, равно как и многие неудобно расположенные дворцы. В результате десятки тысяч людей вынуждены были переселиться в другие места.

Среди его проектов был план воздвигнуть на месте древних форумов величественный дворец фашизма, который стал бы самым большим зданием в мире. Дворцу – символу фашистской силы и мужества – предопределено было пережить все другие римские памятники. Муссолини обещал, что это здание будет готово к 1939 году. К счастью, как и в случае с готической колокольней, архитекторы не смогли прийти между собой к общему решению, и здание так и не было начато.

В Италии в тот период было много прекрасных архитекторов, некоторые новые здания, возведённые ими, действительно вызывают восхищение. Но в общем «фашистский стиль» был громоздким и порою исключительно безвкусным. В тридцатые годы дуче приказал построить новый «форум Муссолини» между Монте Марино и Тибром, по площади равный Риму пятнадцатого века. Он определил, что здание должно быть больше собора Святого Петра и Колизея, с мраморными плитами высотой 36 метров и весом 770 тонн. Но и этого оказалось недостаточно. Была высказана следующая идея: над всем комплексом должна возвышаться колоссальная бронзовая статуя, символизирующая фашизм: полуобнаженная фигура Геркулеса, поднявшего одну руку в римском салюте, а другой сжимающего жезл, причем мифический герой должен был иметь черты лица Муссолини. Этот колосс предполагалось вознести на высоту 80 метров, откуда он смотрел бы вниз на купол собора Святого Петра, находящегося за рекой. Группа литейщиков приступила к работе, но после того как было израсходовано 100 тонн металла, оказалось, что сделана только часть лица и одна ступня, в несколько раз превышающая человеческий рост. Муссолини был очень доволен, но деньги и материал иссякли, и экстравагантное безрассудство потихоньку предали забвению».












Tags: Архитектура, ГРМ, ДЕЙНЕКА Александр Александрович, Живопись 1930-х, Живопись п.п. XX в., Италия, Муссолини Б., Рим, Спорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment