morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич (р. 1960) «Иван Грозный». 1988-1990 гг.



Картине «Иван Грозный» предшествовала объёмная работа – за два года художник Сергей КИРИЛЛОВ выполнил 26 эскизов, хранящихся ныне в частных собраниях и коллекциях музеев. Эскизы написаны маслом по холсту или картоне, имеют вертикальную композицию.

В этой серии мастер раскрыл противоречивый образ Ивана IV. В первых работах художник изображает Иоанна Васильевича жалким седым старцем, упавшим на колени в храме. Его посох лежит на полу, из одежды только чёрный подрясник, на шее – массивный золотой крест на толстой цепи. Царь изображён в минуту глубокого раскаяния, он осеняет себя крестным знамением, взгляд опущен, он напуган и растерян. Крест словно тянет его вниз, заставляя ниже склонить голову.

Настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом тёмного интерьера храма. Ничто не может рассеять мрачного и подавленного настроения самодержца – ни свет зажжённых свечей, ни Священное Писание, призванное утешать: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11.28). Можно предположить, что читая Библию, он осознал, что презрел заповеди Господа, что «Царь» – это не титул человека, это звание, которое выражает величие Бога: «...и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Откр 17.14). Он, владыка огромной земли, с лёгкостью дарующий жизнь или смерть, перед Богом – ничто.

Вокруг беспорядочно разбросаны свечи, книги. В одном из эскизов книга вместо аналоя положена на залитый воском подсвечник, в другом – аналой упал, на него судорожно опирается царь. В эскизе 12 появляется алый рубиновый перстень на руке – как символ крови невинных жертв.

В работах 1989 года художник изображает Ивана Васильевича на улице, на ступенях храма. На первый взгляд, здесь может появиться сочувствие к одинокому старику, столь погружённому в мысли, что не замечает зимнего холода – его шуба расстёгнута, рукой он касается занесённого снегом каменного парапета. Всё ещё есть массивный золотой крест на груди, но уже нет молитвы, нет раскаяния. На этих эскизах перед нами Царь и Великий князь всея Руси – в одежде из золотой ткани, его спина выпрямлена, рука сжимает массивный посох – и это не трость немощного старика, это символ власти – он правил страной дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей – 50 лет и 105 дней.

В последних эскизах, как и в окончательном варианте, перед нами тот, кто получил прозвание Грозный. Хотя царь изображён в храме, нет и намёка на молитвенное настроение, с груди исчезло распятие. Цветовое решение художник изменил кардинально – теперь вся мгла сосредоточена в фигуре Иоанна. Автор умышленно не акцентирует внимание на каких-либо деталях интерьера. Всё внимание зрителя сосредотачивается на страшном образе царя.

В руках он держит свечу. Свеча, согласно богословскому толкованию, – это символ молитвенного горения перед Господом, символ причастности человека к божественному свету. На портрете тонкий стержень из мягкого воска слегка изогнулся в сильно сжатом кулаке Иоанна. Левой рукой он выразительным жестом заслоняет свет огня, жест подчёркнуто «закрытый», напряжённый. Возможно, в этот момент в храме идёт панихида – в такое время принято стоять с зажжённой свечой в руках.

Тяжёлый взгляд направлен на зрителя – подозрительный, жестокий, почти безумный. Если раньше алым горел рубиновый перстень, то теперь блики кровавого цвета мы найдём в глазах царя. По свидетельствам современников, глаза его были голубого (серого) цвета. Но художник умышленно пишет их чёрными с красным отсветом от свечи. Это делает образ государя ещё более угрожающим.

Для художников эскиз является наброском, фиксирующим общий замысел и его изменение. Но эти работы воспринимаются как единое целое. Если рассматривать эскизы один за другим – словно время повернуло вспять – на последних полотнах Иоанн Васильевич в расцвете сил, в его волосах исчезла седина. Мистическая, страшная картина!













КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич (р. 1960)
► Эскиз №1. 1988 г. Холст, масло. 45 x 35 см. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода».
► Эскиз №2.
► Эскиз №4. 1988 г. Картон, масло. 37 x 34 см.
► Эскиз №12.
► Эскиз №18. Холст, масло. 45 x 35 см. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода».
► Эскиз №20. 1989 г. Холст, масло. 80 x 60 см.
► Эскиз №21. 1989 г. Холст, масло. 80 x 60 см.
► Эскиз №22. 1989 г. Картон, масло. 53 x 35 см.
► Эскиз №25. 1989 г. Картон, масло. 30 х 20 см.
► «Иван Грозный». 1988-1990 гг. Холст, масло. 116 x 72 см.
Tags: Живопись 1980-х, Живопись вт. пол. XX в., Зима, Иван IV, Интерьер храмовый/монастырский, КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич, Портрет, Русское царство, Свечи, Эскиз/этюд и воплощение
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments