Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Поэзия усадебной культуры...»

► МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915) «Помещица (Л.В. Тарновская в своем имении Качановка)». 1886 г.
Холст, масло. 83 x 63 см.
Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина.



Маланья Павловна из «Старых портретов» Ивана ТУРГЕНЕВА:

«...Была Маланья Павловна женщина очень добрая: угодить ей было легко. «Ни она тебя грызь, ни она тебя шпынь», – отзывались о ней горничные. До страсти любила Маланья Павловна всё сладкое – и особая старушка, которая только и занималась, что вареньем, а потому и прозывалась варенухой, раз по десяти на день подносила ей китайское блюдечко – то с розовыми листочками в сахаре, то с барбарисом в меду или с ананасным шербетом. Маланья Павловна боялась одиночества – страшные мысли тогда находят – и почти постоянно была окружена приживалками, которых убедительно просила: «Говорите, мол, говорите, что так сидите – только места свои греете!» – и они трещали, как канарейки.

Будучи набожной..., она очень любила молиться; но так как, по её словам, она хорошо читать молитвы не выучилась, то и держалась на то бедная вдова-дьяконица, которая уж так-то вкусно молилась! Не запнётся ни вовек! И действительно: дьяконица эта умела как-то неудержимо произносить молитвенные слова, не прерывая их ни при вдыханье, ни при выдыханье – а Маланья Павловна слушала и умилялась. Состояла при ней другая вдовушка; та должна была рассказывать ей на ночь сказки, – но только старые, просила Маланья Павловна, те, что я уж знаю; новые-то все выдуманы. <...> Щедра была Маланья Павловна...; но никогда деньгами не подавала – ручек не хотела марать, – а платками, серёжками, платьями, лентами; или со стола пошлёт пирог да жаркого кусок – а не то сткляницу вина. Баб по праздникам тоже угощать любила: станут они плясать, а она каблучками притопывает и в позу становится».

СОРОКА Григорий Васильевич (1823-1864) «Кабинет дома в "Островках", имении Н.П. Милюкова». 1844 г.
Холст, масло. 54 x 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



Из книги Николая Николаевича ВРАНГЕЛЯ (1880-1915) «Старые усадьбы»:

«Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенки с варенья; жирные, обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; Митька-казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; мухи – летающие, жужжащие, назойливые, кусающиеся, скучные, противные мухи, мухи, засиживающие окна, и стены, и книги, и всё; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся хозяева-помещики; бабушки в чепцах, никому не нужные, штопающие чулки; старые лакеи; босоногие девки, сенные девушки; крепостные актрисы, живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы, художники, карлики, крепостные астрономы. Внутри, в комнатах, – чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности. И опять мухи – сонные, злые, назойливые, липнущие, кусающие и засиживающие всё.

Вот она, крепостная Россия прошлого, от которой остались только мухи и домашняя скотинка, старые нянюшки, хозяйская воркотня и быль и небылица о крепостной жизни, о роскоши, о красоте быта, о чудачестве дедушек и бабушек. Вот крепостная Россия обжорства и лени, добродушного послеобеденного мечтания, чесания пяток на ночь и игры на гитаре при луне. Вот страна «Евгения Онегина», потом «Мертвых душ», потом «Детства» и «Отрочества», потом «Оскудения» Сергия Атавы. Вот помещичья Россия от Петра Великого и до Царя-Освободителя, полтора века особой жизни, культуры, занесённой из чуждой страны, сделавшейся родной и опять чуждой. Старая повесть о самодурах-помещиках, засекающих крестьян, о тех же помещиках, в часы досуга занимающихся меценатством так же охотно, как ловлей зайцев и лисиц, как заказом вкусного обеда или поркой провинившихся девок... <...>

Когда зачитываешься «Рассказами бабушки», воспоминаниями ВИГЕЛЯ или «Детскими годами Багрова-внука», когда чувствуешь еще живыми и «Евгения Онегина», и «Дворянское гнездо», кажется страшным и невозможным кошмаром, что эта близкая нам быль – уже не явь и унеслась безвозвратно. Просто не хочется верить, что вырублены вишневые сады, что ушли с земли старые помещики, что разуваевы и колупаевы – щедринские герои – заняли их места. Едешь по бесконечным дорогам, вдоль пахотных земель, вдоль шумящих лесов и прихотливых змей-речек, едешь по бедным обнищавшим деревням и с ужасом и тоской видишь разруху, страшную разруху на каждом шагу. Если бы теперь какой-нибудь досужий иностранец или российский Манилов, наподобие тех, что в 30-х годах XIX столетия писали и печатали свои «Прогулки по России», проехался бы на долгих из Петербурга в Москву, в Калугу, в Тулу, в Саратов, не говоря уже о далеких губерниях, – то эта, некогда веселая и безмятежная, прогулка показалась бы ему страшным сном. <...>

Но, Бог весть, создастся ли на старых пепелищах новая, радостная и красивая жизнь...»

► СОКОЛОВ Владимир Иванович (1872-1946) «Покинутая усадьба». Начало 1900-х гг.
Холст, масло, 62х97 см
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Tags: Аксаков Сергей Тимофеевич, Вигель Филипп Филиппович, Врангель Николай Николаевич, Гоголь Николай Васильевич, Государственный Русский музей, Живопись 1840-х, Живопись 1880-х, Живопись 1900-х, Живопись вт. пол. XIX в., Живопись нач. XX в., Живопись сер. XIX в., Загородные и городские усадьбы, Зима, Литература/цитаты, МАКОВСКИЙ Константин Егорович, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Пушкин А.С./пушкиниана, СОКОЛОВ Владимир Иванович, СОРОКА Григорий Васильевич, Свечи, Скелеты и черепа, Толстой Лев Николаевич, Тургенев Иван Сергеевич, Цветы/комнатные цветы в живописи, Часы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments