Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Прижизненные портреты Керенского.

► РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Портрет А.Ф. Керенского». 1917-1918 г.
Линолеум, масло. 114 х 84 см.
Государственный центральный музей современной истории России (Центральный музей революции), Москва.
► РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Портрет А.Ф. Керенского». 1918 г. Авторское повторение картины.
Линолеум, масло. 116 x 85 см.
Частное собрание.
► БРОДСКИЙ Исаак Израилевич (1883-1939) «Портрет А.Ф. Керенского». 1917 г.
Холст, масло.
Государственный центральный музей современной истории России (Центральный музей революции), Москва.



Период его пребывания у власти был краток, но насыщен событиями. Неоднозначность КЕРЕНСКОГО как исторической фигуры сделало задачу обобщения его образа и для историков, и для художников невероятно трудной как в то далёкое время, так и сейчас.

По этим же причинам живописных портретов Керенского было создано мало. Хотя столь амбициозный человек, коим являлся Александр Фёдорович, любивший быть в центре внимания, позировать перед фото и кинообъективами, наверняка рассчитывал на внимание ведущих живописцев для увековечения своей личности. И слова Владимира МАЯКОВСКОГО о «присяжном поверенном» из поэмы «Хорошо!» тому подтверждение:

«Пришит к истории,
пронумерован
и скреплен,
И его рисуют –
и Бродский, и Репин».

Воспоминания самого И. РЕПИНА об этом эпизоде августа 1917 года достаточно просты и будничны: «Портрет Керенского написан с этюда с натуры в кабинете НИКОЛАЯ ВТОРОГО – писали вместе с Бродским... Как Керенский сел в кресло, освещённое солнцем, так я его и написал».

Нельзя отрицать и определённый политический подтекст сего факта: портрет нового правителя в интерьере кабинета низвергнутого царя, написанный тем же мастером, что и знаменитое «Заседание Государственного Совета», практически подтверждал если не преемственность, то высокий статус новой власти.

И Репин, и его ученик Исаак БРОДСКИЙ заканчивали работу над образом Керенского в своих мастерских. Репин писал портрет в несколько приёмов и завершил его лишь в 1918 году, когда портретируемый уже сам оказался изгнанным из власти.

Если история создания портрета занимательна, то история бытования – почти детективна. После установления Советской власти, которая провозгласила независимость Финляндии в самом конце 1917 года, Репин предпочёл остаться в своих знаменитых «Пенатах» в финском местечке Куоккала. Лишь к осени 1926 года делегация из учеников Репина – И. БРОДСКОГО, Е. КАЦМАНА и П. РАДИМОВА – смогла посетить мэтра. Тогда Репин и преподнёс четыре свои работы, в том числе портрет Керенского, в дар Музею Революции, как назывался Музей современной истории России до 1998 года. Все вышеупомянутые художники тесно сотрудничали с музеем, являвшимся одним из ведущих в стране. Кстати, упомянутый портрет Керенского работы Бродского также находится в фондах музея. Но, как говорится, это совсем другая, не менее интересная история.

Почему Репин подарил портрет Керенского именно Музею Революции? К 1926 году даже упоминание имени «экс-премьера» могло иметь негативные последствия. Но мало кому известно, что Керенский приложил руку (в прямом смысле слова) к появлению Музея. Репин наверняка знал об этом.

В феврале 1917 года в среде демократической интеллигенции возникла идея увековечения памяти революционных дней борьбы за свободу. В начале марта 1917 года Н.М. КИШКИН, комиссар по Москве, а позже министр, вынес этот вопрос на заседание Временного правительства. Керенский был в числе тех, кто одобрил и подписал решение о создании в Москве Музея Революции. Уже в июле 1917 года началось формирование коллекций будущего музея. Многие проблемы этого процесса обсуждались в здании знаменитого Английского клуба, где с апреля 1917 года расположился комитет по делам музеев Москвы. Керенский выступал здесь в августе того же 1917 (в тот же месяц, когда был начат его портрет). В 1924 году в этом доме открылась первая выставка Музея Революции «Красная Москва», после чего здание осталось за музеем.

Итак, в 1926 году репинский портрет вернулся в Советскую Россию. В том же году он экспонировался сначала на VIII выставке АХРР (Ассоциации Художников Революционной России), а затем на выставке Музея Революции «Русская революция в изобразительном искусстве». Представленный портрет бывшего премьер-министра, свергнутого Советской властью, пользовался большим интересом у публики. Это событие вызвало широкий резонанс в прессе. На фоне осуждающих критических заметок интересна статья в «Огоньке», где портрет был признан «собирательным образом "керенщины"» – термин, означавший потерпевшую поражение буржуазную интеллигенцию.

По окончании выставки портрет сразу был передан в спецхран музея, что автоматически обрекало произведение на забвение не только для выставочной жизни, но и для исследования специалистами. Но этого мало. Ситуация дошла до абсурда. В 1935 году был составлен акт на списание, по которому портрет кисти Репина подлежал уничтожению со стандартной для подобного документа формулировкой – как «не имеющий художественной ценности»! Конечно, не это являлось причиной столь кощунственного шага. Политика тоталитарного режима искажала, либо отрицала многие исторические факты. Поэтому считалось невозможным, чтобы Репин – признанный мастер, «воспевавший пролетариат», написавший «Бурлаки на Волге», мог запечатлеть одного из главных врагов пролетарской революции. Проще казалось уничтожить произведение, чем смириться с неугодным фактом.

Только благодаря самоотверженности музейных сотрудников портрет избежал уготованной участи. Он был снят с подрамника и положен между другими холстами в помещении спецхрана в надежде на то, что его вряд ли хватятся. Так оно и вышло. Поскольку по документам экспонат был списан, никто не поднимал щекотливого вопроса о нахождении этого экспоната в коллекции музея.

На волне перестройки и гласности спецхраны начали вскрывать. Так в музее «оказалось» множество экспонатов, считавшихся либо уничтоженными, либо переданными в другие учреждения. В 1992 году портрет отреставрировали и сразу же представили публике на выставке музея «Лица эпохи. 1917-1985», где были показаны образы наиболее значимых в отечественной истории ХХ века людей. Репинским портретом сразу заинтересовались многие российские и зарубежные исследователи. Повторное введение в научный оборот подобных экспонатов – редкая удача для специалистов и, вообще, для мировой культуры.

Но после вышеупомянутой выставки выяснилось, что портрет нельзя экспонировать длительное время. Дело в том, что написан он на очень неудобном для живописи материале – линолеуме, который легко поддается деформации и очень сложно выравнивается.

Портрет побывал ещё на нескольких внутримузейных выставках. Наконец, в 2002 году было принято решение о проведении глубокой реставрации портрета Керенского. В течение года полотно выравнивали, чистили и укрепляли красочный слой. Была изготовлена специальная рама, позволяющая избежать деформации поверхности и проникновения внутрь влаги.

После этого произведение, считавшееся тёмным и тусклым, оказалось насыщенным множеством оттенков и светотеневых переходов. Но ощущение тяжеловесности не пропало. Оно поддерживается объёмной, почти скульптурной вылепленностью образа, в общем, присущей Репину, и контрастом немногих световых пятен с затенёнными участками. Безупречно выстроенная композиция лишь подчеркивает неудобность позы портретируемого. Многослойность живописи противопоставляется усталому выражению лица человека, взвалившего на себя непосильную ношу управления молодой революционной республикой.

Журнал «Третьяковская галерея» №4, 2004 г.

► Художники И.Е. Репин и И.И. Бродский в Зимнем дворце пишут портрет Керенского.


Из поэмы Владимира МАЯКОВСКОГО «Хорошо»:





Царям 
     дворец
           построил Растрелли.
Цари рождались,
        жили, 
      старели.
Дворец 
      не думал 
       о вертлявом постреле,
не гадал,
  что в кровати, 
         царицам вверенной,
раскинется 
   какой-то 
    присяжный поверенный.
От орлов, 
  от власти, 
     одеял и кружевца
голова 
      просяжного поверенного
       кружится.
Забывши 
       и классы 
        и партии,
идет 
    на дежурную речь.
Глаза 
     у него 
    бонапартьи
и цвета 
       защитного 
  френч.
Слова и слова. 
       Огнесловая лава. 
Болтает 
       сорокой радостной.
Он сам 
      опьянен
      своею славой
пьяней, 
       чем сорокаградусной.
Слушайте,
  пока не устанете,
как щебечет 
    иной адъютантик:
"Такие случаи были - 
он едет
       в автомобиле.
Узнавши,
        кто 
    и который, -
толпа 
     распрягла моторы!
Взамен
      лошадиной силы
сама 
    на руках носила!"
В аплодисментном 
  плеске
премьер 
       проплывет 
         над Невским.
и дамы,
       и дети-пузанчики
кидают 
      цветы и розанчики.
Если ж
       с безработы 
    загрустится,
сам 
   себя
       уверенно и быстро
назначает- 
          то военным, 
       то юстиции,
то каким-нибудь 
        еще 
    министром.
И вновь 
       возвращается,
      сказанув,
ворочать дела 
      и вертеть казну.
Подмахивает подписи 
     достойно 
             и старательно.
"Аграрные? 
   Беспорядки?
                     Ряд?
Пошлите, 
        этот, 
             как его,- 
                      карательный
отряд!
Ленин?
      Большевики?  
                 Арестуйте и выловите!
Что? 
    Не дают? 
            Не слышу без очков.
Кстати... 
         об его превосходительстве... 
                                      Корнилове...
Нельзя ли 
         сговориться 
                    сюда 
                        казачков?!.
Их величество? 
              Знаю. 
                   Ну да!..
И руку жал. 
           Какая ерунда!
Императора?
           На воду?
                   И черную корку?
При чем тут Совет?
                  Приказываю 
                            туда,
в Лондон,
         к королю Георгу".
Пришит к истории, 
                 пронумерован
                             и скреплен,
и его 
     рисуют-
            и Бродский и Репин.


Tags: БРОДСКИЙ Исаак Израилевич, ГЦМСИР, Зимний дворец, Интерьер дворцовый, КАЦМАН Евгений Александрович, Керенский А.Ф., Литература/цитаты, Масонство, Маяковский В.В., Портрет, РЕПИН Илья Ефимович, Революции 1917/юбилеи, Реставрация, Россия 1917-1922 годов, Фотография XIX-нач.XX века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments