Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Искусствовед и художник Мстислав Владимирович ФАРМАКОВСКИЙ (1873-1946)

► ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович (1873-1946) «Чтение Священного писания». 1902 г.
Доска, масло. 87,5 х 124 см.
Частное собрание.

► Журнал «Нива» 1903 г., №21. Стр. 427.






О художнике:

Мстислав Владимирович ФАРМАКОВСКИЙ (1873-1946) – искусствовед, археолог, художник; доктор исторических наук, профессор; главный хранитель и учёный консультант Государственного Русского музея, сотрудник Института археологической технологии и химической лаборатории Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (1919-1946).

Вошёл в историю символизма в 1900-х своими живописными циклами «Жизнь» и «Эльдорадо». Лауреат международных премий за текстильные и витражные композиции. Его работы находятся в Русском музее и других музейных и частных собраниях.

В 1895 году Фармаковский окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе, затем Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (1899) и Академию художеств (1902, Дюссельдорф, Германия).

В 1902-1906 годы работал художником в типографиях, издательствах, музеях; участвовал в деятельности Одесского общества истории древностей. В 1906 году издавал (с группой единомышленников из Общества южнорусских художников) сатирический журнал «Звон».

В 1906-1908 годах жил в Париже, изучал проблемы составления и сохранения музейных коллекций, технологию прикладного искусства (фарфор и витраж) и живопись; выступал на международных конкурсах прикладного искусства. В Париже произошло знакомство Фармаковского с Николаем ГУМИЛЁВЫМ, статья Гумилёва о творчестве художника была напечатана в 22-23 номерах киевского журнала «В мире искусств» за 1907 год.

В 1908-1918 годах Мстислав Фармаковский преподавал древние языки в Петергофской гимназии и мужских гимназиях в Санкт-Петербурге. Одновременно работал в археологической комиссии (с 1913 года – её член-корреспондент).

В 1918-1931 годах работал в Русском музее, был одним из организаторов и хранителем историко-бытового отдела. Одновременно работал в Российской академии истории материальной культуры (1919-1931), преподавал на Высших курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств (с 1923) и в Ленинградском университете (в качестве сверхштатного доцента: с 1924 – на факультете общественных наук, с 1925 – на факультете языкознания и материальной культуры, в 1929-1931 – в Ленинградском историко-лингвистическом институте).

В 1930 году в результате «чистки кадров» Фармаковский был уволен из Государственной академии истории материальной культуры и в 1931 году выслан в Ярославль, где работал в краеведческом музее (научный сотрудник I категории).

С 1934 года, вернувшись в Ленинград, до конца жизни работал в Русском музее научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской (1934-1936), главным хранителем; одновременно – в Академии истории материальной культуры (1934-1938). Подготовил «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению.

В 1940 г. подготовил Инструкцию по перевозке и переноске музейных экспонатов, оказавшую сотрудникам дворцов-музеев неоценимую помощь при подготовке предметов старины к эвакуации. В годы Отечественной войны, наряду с деятельностью по сохранению оставшейся в Ленинграде части коллекции музея, не прекращал исследовательскую работу. В частности, завершил монографию «Основы реставрации и консервации археологических тканей». В годы блокады им были проведены первые подробные наблюдения за температурно-влажностным режимом на экспозиции Михайловского дворца, и результаты этой работы он изложил в своей брошюре «Воздушный режим в музее».

► ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович (1873-1946) «Портрет Гумилёва». 1908 г.
Пушкинский Дом (Институт русской литературы РАН), Санкт-Петербург.


Гумилев Н.С. «М.В. Фармаковский. Artiste-peintre* (Письмо из Парижа)».

«Всякий, кто впервые войдёт в ателье Фармаковского и хотя бы даже рассеянно взглянет на его рисунки, испытает странное чувство. Ему покажется, что не на холсте или бумаге, а в его собственном мозгу возникли эти невиданные пейзажи, с деревьями и цветами, похожими на грёзы больного индуса. Эти образы, странные, почти нелепые, но нарисованные с той страшной реальностью, которая пугает больше всякой фантастичности. Кажется, что рухнули стены нашего сознания, над которыми трудилось столько поколений, и что человеческая воля из мировой царицы снова превратилась в маленькую загнанную ощетинившую кошку, с безумной смелостью отгоняющуюся от неё бешеных псов.

И понимаешь, что человеку необходимы сильные, цепкие руки, быстрые ноги, увёртливые, всегда готовые к неожиданному прыжку, и глаза, пьющие самые затаённые мысли врага.

И в картинах Фармаковского свистит пронзительный ветер, призывающий нас побороться с потусторонними уродами, которые притащились в наш мир и глядят зловеще и тупо.

Вот сюжеты некоторых его рисунков, принадлежащих к большой серии «Жизнь». По тротуару идёт со скучающим видом барышня, не обращая внимания на то, что её немного отставший бульдог, взъерошив шерсть, заливается громким лаем, глядя перед собой. А перед ним лежит маленький голый старикашка, из породы гномов или ночных болотных бродяг: он упал, придавленный тяжестью своей ручной тележки, в которой, скверно улыбаясь, сидит громадный, точно от водяной распухший ребенок.

Что случилось по ту сторону сознания? Зачем на улицах стали показываться такие твари? Человек редко заботится знать об этом ... Все равно он не увидит их, прежде чем они пригнут его мускулистыми руками к земле в сумерках на пути бешено мчащегося автомобиля. (Это – тема второго рисунка.)

А вот «Враг», который каждую минуту может попасться навстречу любящим, бродит на границах мира; он рыцарь, невысокий, коренастый, в массивных латах; настоящий хозяин чудовищного средневековья. Смуглое тёмное лицо, кривой глаз и большой белый клык, торчащий из презрительно скривлённого рта. У него на своре три пятнистых гиены, наверное, не раз лакомившихся человеческим мясом. Не робкое сердце надо иметь, чтобы объявить себя врагом такого бойца.

Остальные рисунки Фармаковского в таком же роде. Безумно хохочущий старик на неуклюжем чудовище полулошади, полулягушки, Афродита, в виде толстой хищной сводни, ведущая за собой невинную девушку с широко раскрытыми задумчивыми глазами, садизм и проч. заставляют тоскливо сжиматься сердце зрителя.

Но идите дальше, и вы увидите, что не только изломы мира знакомы Фармаковскому. Тут уже не город, с его мокрыми тротуарами, серыми туманами и небом, закопчённым, как ламповое стекло, нет – тут чарующее пышное Эльдорадо, ради которого многие изысканные рыцари становились конквистадорами, сильными в своей неутолимой жажде истинного великолепия.

«Fe mina adorata»** стоит на золотом удаве, с кокетливым восхищением сложив руки и подняв глаза; она прошла стадию, когда женщина является подругой мужчины, она уже божественная игрушка, цель, достичь которую нет средств, кроме чуда. Может быть, будущая Ева – мечта Стриндберга.

Две чёрные пантеры трутся у её ног. Арумы, бананы, ирисы, пальмы чётко вырисовываются в мягком просветлённом воздухе. Изящный будуар природы. Лучшие мечты Фармаковского всегда на юге. К югу влекут его чисто художественные, даже технические задачи. Пример – обложка книги, где волны, змеи, облака и тигр придуманы, чтобы оправдать капризное распределение пятен чёрных и золотых. Картина «Pereant»*** представляет два задумчиво сидящих марабу и крадущегося к ним ягуара. В «Борьбе» чёрные пантеры и золотые змеи, вещь удивительная по выдержанности волнообразной линии.

Все эти картины скрывают какой-нибудь декоративный фокус, искусно, спрятанный и потому особенно ценный. Эта вторая половина творчества Фармаковского доказывает, что если он и вызывает нечистых чудовищ, то умеет побороться с ними и победить их, и выйти к немыслимо ярким цветам другого берега...

И мечом ему служит могучая техника!..»

* Художник (франu.)
** Обожаемая женщина (лаm.)«Весов»
*** Да погибнут (лат.)

Гумилев Н.С. М.В. Фармаковский. Artiste-peintre (Письмо из Парижа) / Н.С. Гумилев // Полное собрание сочинений. В 10 т. – М.: Воскресенье, 2006. – Т. 7. – С. 6-8.
Tags: Библия/Священное Предание/цитаты, Блокада Ленинграда, ГРМ, Гумилёв Н.С., Жанровая живопись/скульптура, Интерьер храмовый/монастырский, Литература/цитаты, Портрет, Реставрация, Свечи, ФАРМАКОВСКИЙ Мстислав Владимирович
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments