Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Война 1812: рядовой 2-го Астраханского полка Цо-Манджи Буратов.

► РОКЧИНСКИЙ Гарри Олегович (1923-1993) «Герой войны 1812 года Цо-Манджи Буратов». 1963 г.
Холст, масло. 175 х 220 см.
Национальный музей искусств им. Г. Айтиева, Бишкек, Кыргызская республика.



Во время войны 1812 года были сформированы 3 калмыцких полка: два Астраханских, один Ставропольский и, кроме этих соединений, ополченские образования донских калмыков. На полотне изображён богатырь, олицетворяющий силу и мужество всего калмыцкого народа – рядовой 2-го Астраханского полка Цо-Манджи БУРАТОВ, воевавший под началом князя Сербеджаба ТЮМЕНЯ (1774-1858).

Рокчинский создал образ, созвучный героям народных преданий и легенд. Мощный торс воина изображён почти фронтально; голова повернута в профиль, к центру полотна. За его спиной, замыкая главный композиционный «стержень» картины, – боевой конь с развевающейся на ветру гривой. Мужественный профиль смуглого лица калмыка с серебряной серьгой в ухе обрамляют смоляные волосы, выбритые спереди и собранные сзади в косу. Голову венчает шапка с высоким отворотом и тульей желтого сукна, с красной кистью «улан зала».

Цо-Манджи изображён в полном боевом вооружении воина-калмыка того времени. Правой рукой он крепко держит древко копья, за кожаным поясом заложена боевая плеть («маля»), к поясу подвешен кинжал в ножнах, видна рукоять сабли. За его широкой спиной виден подвешенный к седлу лук с кожаным колчаном для стрел. Колчан украшен узором накладного орнамента «зег», стремя и узда коня отделаны металлическим декором.

Цо-Манджи смотрит на молодого воина-калмыка в мундире с офицерскими эполетами в глубине композиции. Безмолвный диалог персонажей разворачивается на фоне пейзажа средней полосы России: белеют в отдалении православный храм и трепещущая на ветру берёзка.

Походный быт показан в движении людей, сноровисто снующих и распрягающих верблюдов с поклажей, установивших переносное калмыцкое жилище «ишкә гер», купол которого возвышается в правой части композиции.

Ветер гонит по небу свинцовые грозовые тучи, треплет жёлтое боевое знамя калмыцкого полка, буйную гриву солового коня. Все дышит вольным ветром и наполнено динамикой движения, передающего тревожный дух военного времени.

Впервые в истории калмыцкого искусства автором реконструировано воинское знамя калмыков. Чтобы его изобразить, художник прочитал немало литературы, из которой ориентиром было выбрано сочинение Георгия Николаевича ПРОЗРИТЕЛЕВА (1849-1933) «Военное прошлое наших калмык» (Ставрополь, 1912). В книге дано подробное описание древнего знамени с изображением Дайчин-Тенгри – покровителя воинов: с величавым спокойствием несёт он знамя, над ним три птицы, внизу пять животных, символизирующих его власть на небе и на земле. Старинные иконописные изображения Дайчин-тенгри, связанные с добуддийским культом предков, были описаны Г. ПОТАНИНЫМ у дербетов Северо-Западной Монголии ещё во второй половине XIX века.

Под такими знаменами калмыки, войдя в состав Российского государства, выступали в его военных кампаниях. Художник восславляет народный патриотический дух, одновременно вводя в композицию живописного полотна символы этнической культуры. Знамя 2-го Калмыцкого полка, участвовавшего в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе 1813-1814 гг., воином которого являлся Цо-Манджи Буратов, хранилось в главном сюме Хошеутовского хурула.

О художнике:

Гарри Олегович РОКЧИНСКИЙ родился в урочище Алцын-Хута Кетченеровского улуса, где провёл своё детство. После окончания девятилетней школы Гарри Рокчинский поступил в Астраханский речной техникум и позднее в аэроклуб имени Водопьянова. После начала Великой Отечественной войны он был призван в армию и отправлен в военно-авиационную школу имени Серова, которую не закончил.

16 апреля 1944 года после проведения операции «Улусы» (депортации калмыков) Гарри Рокчинский был отозван из армии и сослан в Широклаг. После окончания Великой Отечественной ему было предписано поселиться во Фрунзе, куда он прибыл в 1945.

В 1946 году Гарри Рокчинский приехал в Новосибирскую область и начал работать художником в Купинском районном Доме культуры. В 1948 году поступил в Алма-Атинское театрально-художественное училище имени Н. В. Гоголя, которое в 1953 году закончил с отличием.

В 1961 году переехал в Калмыкию (калмыки были реабилитированы в 1956, им было разрешено вернуться на родину, в 1958 был восстановлен статус ликвидированной в 1943 Калмыкской АССР).

Картина «Герой войны 1812 года Цо Манджи Буратов» написана в 1963 году – в период творческого подъёма художника, когда он смог вернуться из Казахстана на родину. В 1967 году Рокчинскому было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР», в 1974 – звание «Заслуженный художник РСФСР».

По материалам:
Батырева С.Г. О реконструкции исторической памяти в живописи Г. Рокчинского в 60-е годы XX века // Вестник Калмыкского института гуманитарных исследований РАН. – 2012. – №2.
Tags: 1810-е, Военная история, История костюма/причёски, Калмыкия, Лошади, НМИ им. Айтиева, Отечественная война 1812 г., Первая половина XIX века, РОКЧИНСКИЙ Гарри Олегович, Репрессии в СССР, Форма/доспехи/оружие, Эпоха СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments