Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Война 1812: художник Петер фон Гесс. (12 картин).

ГЕСС Петер фон (1792-1871) – баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи. По заказу императора НИКОЛАЯ I художник в 1840-1857 гг. написал 12 картин для Зимнего дворца о важнейших сражениях 1812 г. Не считая отдельных ошибок, все картины отличаются высоким качеством исполнения, современники говорили о них: «По ним потомки точно увидят наше время». Большое количество зарисовок, оставшихся при написании этих картин, хранятся в Мюнхене.

► «Сражение при Клястицах 19 (31) июля 1812 г.». 1856 г., Германия.
Холст, масло. 117 х 205 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

19 (31) июля 1812 года у деревни Кляcтицы произошло сражение между корпусом генерала П.Х. ВИТГЕНШТЕЙНА и 2-м армейским корпусом маршала Ш. УДИНО. Победа русских войск предотвратила попытки НАПОЛЕОНА создать угрозу Петербургу. Изображена атака 2-го батальона Павловского гренадерского полка, прорывающегося через подожжённый французскими сапёрами мост. На втором плане, в центре, – наступление русской пехоты, которую поддерживает огнём армейская пешая артиллерия, расположенная на холме; слева – гродненские гусары и ямбургские драгуны, переходящие вброд реку Нищу.


► «Подвиг генерала Неверовского под Красным, 2-го августа 1812 г.»
Одна из картин посвящена подвигу генерала Дмитрия Петровича НЕВЕРОВСКОГО и 27-й пехотной дивизии у села Красное близ Смоленска. В упорном бою он на сутки остановил войска Наполеона, позволив соединиться двум русским армиям (БАРКЛАЯ-ДЕ-ТОЛЛИ и БАГРАТИОНА) в одну. Дивизия Неверовского отбила более 30 атак. За этот подвиг генерал был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.


► «Сражение 5 (17) августа 1812 г. под Смоленском». 1846 г., Германия.
Холст, масло. 234 х 356 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

На переднем плане слева – командующий 1-й армией генерал М.Б. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ (сидит у дерева), начальник его штаба генерал А.П. ЕРМОЛОВ (стоит рядом, с картой в руках), казачий атаман войска Донского генерал М.И. ПЛАТОВ и генерал Н.Н. РАЕВСКИЙ. Рядом – их адъютанты и ординарцы. Левее дерева армейская пешая артиллерия обстреливает через Днепр французские войска. Артиллерией командует генерал А.И. КУТАЙСОВ. На первом плане в центре и справа – раненые русские солдаты и мирные жители, покидающие город и его предместья.


► «Сражение при Валутиной Горе 7 (19) августа 1812 года». 1850 г., Германия.
Холст, масло. 221 х 354 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Оборонительное сражение русского арьергарда против французов вблизи деревни Лубино (20 км восточнее Смоленска на правом берегу Днепра).


► «Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г.». 1843 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 197.

Слева – солдаты Литовского полка. Перед ними – командир полка полковник М.Е. ХРАПОВИЦКИЙ (на коне); за ним – каре 3-го батальона лейб-гвардии Измайловского полка. В центре – раненый главнокомандующий 2-й армией генерал П.И. БАГРАТИОН, окружённый солдатами и офицерами. Его последние распоряжения выслушивает командир 3-й пехотной дивизии генерал П.П. КОНОВНИЦЫН (на белом коне). Начальник штаба Багратиона генерал-адъютант Э.Ф. СЕН-ПРИ подводит лейб-хирурга Я.В. ВИЛЛИЕ. На телеге рядом с раненым кирасирским обер-офицером – командир М.С. ВОРОНЦОВ, раненный при защите Багратионовых флешей. На втором плане в центре – 1-й и 2-й батальоны Измайловского полка, стреляющие по французской коннице. На заднем плане справа – знаменитая контратака на захваченную французами центральную позицию русских войск – батарею РАЕВСКОГО.


► «Сражение при Тарутине 6 (18) октября 1812 г.». 1847 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

6 (18) октября 1812 года при Тарутине русская армия провела первую с начала войны наступательную операцию, разбив отряд МЮРАТА. На следующий день Наполеон отдал приказ оставить Москву.
Изображён решающий этап сражения после атаки десяти казачьих полков под командованием В.В. ОРЛОВА-ДЕНИСОВА. Казаки стремительно напали на части 2-го кавалерийского корпуса французов. «...В 9 час. утра, только что мы собирались отправиться на поиски фуража, как множество казаков напало на нас. Четвертая дивизия кирасиров и весь отряд Сегена были уже опрокинуты – все бежали в беспорядке». Так вспоминал в письме эти события французский кирасирский капитан. После разгрома неприятельских бивуаков казаки вернулись с богатой добычей и пленными. Захваченные врасплох некоторые солдаты так и остались в плащах, в которые закутывались на ночь, и в шапках, надеваемых обычно вне строя.
В левой части картины на гнедом коне изображён в профиль генерал Л.Л. БЕННИГСЕН. В группе его штаба находится генерал-квартирмейстер К.-Ф. ТОЛЬ и обер-офицер лейб-гвардии Семёновского полка с орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и прусским Pour le Merite. К ним приближается на сером коне командовавший казачьим отрядом генерал В.В. ОРЛОВ-ДЕНИСОВ. На нём красный мундир лейб-гвардии Казачьего полка, командиром которого он являлся.
Несколько казаков сопровождают пленных французских кавалеристов; среди них – карабинеры в белых колетах, золочёных кирасах и касках с красными гребнями, кирасиры в синих мундирах, серебристых кирасах и касках с конскими хвостами. Один из казаков высоко поднял штандарт 1-го кирасирского полка – первое французское знамя, захваченное русскими в качестве трофея во время Отечественной войны. Проезжающие лейб-казаки, которые отличались от прочих казачьих полков, носивших синюю форму, красными мундирами, приветствуют своего командира и трофеи.
В правом углу картины художник изобразил выезжающую на позицию роту Донской казачьей артиллерии.
Слева представлены части отряда, которыми командовал генерал Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ. Это лейб-гусары в красных ментиках. Они выезжают, держа сабли наголо, готовые к бою. Французский кирасир, помогающий раненому офицеру, просит о помощи. На втором плане, за гусарами, размещены лейб-уланы, а также драгуны и конная артиллерия. Сам Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ в гусарском вицмундире, в шляпе с белым плюмажем находится около БЕННИГСЕНА и отдаёт приказание офицеру Чугуевского уланского полка.
На заднем плане картины видны ещё продолжающиеся схватки между казаками и французской конницей, а также подходящие части неприятеля. Это МЮРАТ «... бросался на все биваки, собирал всех попадавшихся ему всадников и, как только успевал набрать таковых с эскадрон, так мгновенно бросался с ними в атаку... В течение всей своей военной карьеры Мюрат, прозванный "баловнем победы" (L'enfant gate de la Victoire), не был никогда ранен до этого дня, когда впервые пролил он кровь свою. Он получил удар пикой [донской казачьей] в бедро...».
Вдали видна церковь села Тетеринки, откуда неприятельская артиллерия ведёт обстрел наступающей русской пехоты.


► «Сражение при Полоцке, 7-го октября».
Вторая битва под Полоцком 6-8 (18-20) октября 1812 года – сражение, в котором русские войска под командованием генерал-лейтенанта ВИТГЕНШТЕЙНА атаковали и нанесли поражение баварскому корпусу французов под командованием маршала СЕН-СИРА. В результате успеха удалось освободить город Полоцк от французов, что создало угрозу и без того уязвимым путям снабжения войск Наполеона.


► «Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце». 1851 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.



► «Сражение 22 октября (3 ноября) 1812 г. при Вязьме». 1842 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 352 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 196.

Показана колонна генерала П.Н. ЧОГЛОКОВА, вступившая на городские улицы и штыками выбивающая яростно защищающегося противника. В левой части композиции момент наступления Перновского пехотного полка, который можно узнать по Георгиевским знамёнам, полученным «За взятiе у французовъ 2-хъ знаменъ въ сраженияхъ при Гельсбергъ 29 Мая и при ФридландЪ 2 iюня 1807 г.». Такие знамена, в отличие от обычных, имели на полотнищах надпись, рассказывающую о подвиге полка, в навершие был вставлен Георгиевский крест, к древку привязывались Георгиевские ленты с кистями. Рядом с Перновским полком изображен ЧОГЛОКОВ на коне. Он со шпагой в руке ведёт в бой солдат. Рядом с ним – его адъютант, боевой офицер, награждённый орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом, и егеря 33-го полка. В центре картины изображена рукопашная схватка солдат и офицеров Елецкого пехотного полка с французскими пехотинцами. В правой части – сгрудились обозные и лазаретные повозки французов, создавшие затор, через который пробираются кавалеристы разных полков, спеша укрыться от русских пуль. Артиллеристы с трудом пытаются провезти зарядные ящики. На площади, перед собором, части французской пехоты готовятся встретить штыками надвигающихся русских. Видна группа генералов и офицеров на конях, стремящихся организовать оборону. На дальнем плане открывается панорама Вязьмы. Многие дома уже горят. По улицам двигаются колонны отступающих французов.


► «Бой под Красным 5 (17) ноября 1812 г.». 1849 г., Германия.
Холст, масло. 223 х 258 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Показана атака русских кирасир на отставшую колонну корпуса ДАВУ. Эта часть корпуса не успела войти в Красный и была отрезана. Это были группы «...мужчин, шедших вразброд, и женщин, тащившихся в хвосте колонны, растянутой в общем беспорядке... Люди шли вооружёнными, совершенно беззаботно. Но, увидев русских, они быстро сомкнулись и простым поворотом налево вытянулись в линию; подходившие примыкали к передним, ещё более растягивая строй». Их атаковали Орденский и Екатеринославский кирасирские полки. Слева на картине можно видеть Екатеринославских кирасир с оранжевыми воротниками шинелей и чепраками. Они скачут на отстреливающихся французов. На первом плане слева – генерал М.А. МИЛОРАДОВИЧ (на гнедом коне) со штабом. Он приказывает оказать помощь французскому офицеру, лежащему на снегу. Милорадович принял на себя командование арьергардом армии незадолго до оставления Москвы и с той поры до изгнания неприятеля из пределов России возглавлял передовые отряды. В правой части картины – большая группа неприятельских солдат, внешний вид которых именно такой, как его описывала отступавшая из Москвы вместе с армией актриса ФЮЗИ. «Странное зрелище представляла из себя французская армия, – пишет она. – Все солдаты были одеты в награбленное: один был в мужицком кафтане, другой – в коротенькой меховой кацавейке..., третий – в богатой купеческой поддёвке, но большая часть была одета в атласные женские шубы». Часть этих солдат готова защищаться. Видно, что это мужественные воины, несмотря на их опереточный вид. Другие – деморализованные, уже давно бросившие оружие, пробавлявшиеся мародёрством, бегут в надежде укрыться от русских среди повозок обоза. Но и здесь уже мелькают каски с волосяными гребнями русских кирасир. Это Орденский кирасирский полк, отличавшийся изображением звезды ордена Св. Георгия на медных налобниках касок и лядунках. Вдали, на втором плане, видны колонны наступающих русских войск, отходящие французы и постройки Красного.


► «Сражение при Лосьмине 6 ноября 1812 (прорыв Нея)».
Дело это явилось финалом трагедии, постигшей Великую армию под Красным. Наполеон, после неудачного сопротивления русской армии 5-го ноября, ушёл к Орше, покинув на произвол судьбы маршала НЕЯ. Последний со своим корпусом выступил из Смоленска в ночь на 5-е ноября, предварительно поджегши город и взорвав множество мин, заложенных в разных местах. Началось отчаянное бегство, в котором всё время приходилось обороняться от лихих казачьих набегов. Это была печальная драма. Никакое мужество французов, ни беспримерная храбрость самого Нея не могли ничего сделать, его отряд всё таял и таял, пока наконец всего с несколькими человеками маршалу Нею не удалось добраться до Орши, где он соединился с главной квартирой Наполеона, к великой радости императора, считавшего своего доблестного сподвижника погибшим.


► «Переправа через Березину 17 (29) ноября 1812 г.». 1844 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 197.

Утром 17 (29) ноября 1812 года русские войска заняли деревню Студянки (около неё французы переправлялись через Березину), и авангард генерала П.Х. Витгенштейна двинулся к берегу реки. Справа – ВИТГЕНШТЕЙН (на гнедом коне); вокруг – русские казаки и пехотинцы, пробирающиеся между брошенными французскими повозками; башкиры и калмыки, составляющие иррегулярную конницу русской армии. В центре – два русских офицера предлагают сдаться группе французских солдат. Слева – французские солдаты. На первом плане рядом с телегой на снегу лежат маршальский мундир, лента ордена Почётного легиона, ящик, из которого высыпались церковные ценности. На заднем плане – горящие мосты через Березину. Справа на высоте горит деревня Студянки; рядом русская артиллерия обстреливает противника на правом берегу реки. Рецензент академической выставки 1847 г. так писал о картине «Переправа через Березину»: «В ней заключается целый роман, и она в строгом смысле историческая картина». НИКОЛАЙ I за это полотно наградил художника орденом Святой Анны 2-й степени.
Tags: 1810-е, Багратион П.И., Барклай-де-Толли М.Б., Батальный жанр, Белоруссия, Боевой подвиг, Военная история, ГЕСС Петер фон, ГЭ, Даву Л.-Н., Ермолов А.П., Живопись 1840-х, Живопись 1850-х, Живопись сер. XIX в., Калуга/область, Лето, Лошади, Милорадович М.А., Москва/область, Музеи ФРГ, Мюрат И., Награды Российской империи, Наполеон I/Наполеоновские войны, Ней Э.Н.А., Николай I Павлович, Орден Почётного легиона, Орден Святого Владимира, Орден Святого Георгия/Георгиевский крест, Орден Святой Анны, Орлов-Денисов В.В., Осень, Отечественная война 1812 г., Первая половина XIX века, Платов М.И., Полоцк, Раевский Н.Н., Смоленск/область, Форма/доспехи/оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments