morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Пикассо: «Я на стороне жизни против смерти, на стороне мира против войны»

► ПИКАССО Пабло (1881-1973) «Герника». 1937 г.
Холст, масло. 349 х 776 см.
Музей королевы Софии, Мадрид, Испания.



26 апреля 1937 года была осуществлена операция «Рюген» – авиационная бомбардировка города Герника силами немецкого легиона «Кондор» и итальянского экспедиционного корпуса. Это самый первый акт воздушного террора в истории человечества и один из наиболее известных эпизодов гражданской войны в Испании. Герника (а если полностью – то Герника-Лумо) – небольшой город на севере Испании, находящийся практически в центре Басконии, автономной территории, населённой басками, гордым и свободолюбивым народом.

Преступление немецкого командования состояло не в том, что оно выбрало для бомбёжки мирный город без единой военной цели – военные цели в городе были. Его преступление состояло в том, что для уничтожения военных целей был применён столь варварский способ, как массированная неизбирательная бомбардировка. Город не имел никаких средств ПВО, полностью отсутствовали даже посты наблюдения за воздушным пространством. В те времена люди ещё не привыкли, что небо может нести угрозу. До фронта от Герники было тридцать километров, и боевых действий город до этого не видел, поэтому случившееся вечером 26 апреля стало кошмарной неожиданностью. Республиканская авиация не могла прикрыть город, так как незадолго до этого понесла тяжёлые потери и восстанавливалась. Не было бомбоубежищ. Таким образом, Герника была абсолютно беззащитна: её население не могло ни сопротивляться, ни укрыться – только бежать.

Само по себе количество бомб, сброшенных на город, было относительно невелико – около сорока тонн. Причиной основных разрушений стали не взрывы и осколки, а пожары, возникшие в результате бомбёжки, в том числе и из-за того, что в финальной, шестой волне налёта использовались зажигательные термитные боеприпасы.

Население Герники на апрель 1937 года составляло около пяти тысяч человек, число жертв бомбёжки оценивается различными источниками по-разному. Первые сообщения, появившиеся непосредственно после налёта, называют чудовищные цифры: правительство басков заявило о 1654 убитых и 889 раненых, британский журналист Джордж СТИР, первым опубликовавший статью с сообщением о бомбёжке, писал, что число погибших составляет до трёх тысяч человек. Современные исследователи оценивают количество жертв как 250–300 погибших под завалами в городе и около 600 умерших в больнице города Бильбао, куда были доставлены многие пострадавшие из Герники и окрестностей.

Легко можно понять, насколько сильное впечатление произвело случившееся на людей, для которых воздушный террор ещё не стал обычной повседневностью войны. Бомбардировка вызвала огромный резонанс как в стране, так и в мире.

Республиканское правительство распространяло плакаты, обвиняющие франкистов в трагедии, и заказало Пабло ПИКАССО картину, которая стала одной из самых знаменитых его работ. Картина своей выразительностью и экспрессией произвела огромное впечатление, оказавшись чуть ли не эффективнее плакатов. Известна история, когда в 1940 году к Пикассо пришли люди из гестапо, они увидели на его столе открытки с репродукцией «Герники». Один из офицеров, указав на открытки, спросил с неприязнью: «Это сделали вы?» На что Пикассо ответил: «Нет. Это сделали вы. Можете взять себе на память».

Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль АЛЬБЕРТИ впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Картина была написана буквально за месяц – первые дни Пикассо работал по 10-12 часов. Впоследствии художник, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей „Гернике“ и от друзей, и от врагов». Датский художник-карикатурист Херлуф БИДСТРУП считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале».

Используя некоторые особенности кубизма, адаптируя их к новой историко-художественной ситуации, Пикассо создал крупномасштабную аллегорию, наполненную символическими значениями. В отличие от продукции пропагандистского реализма, навязываемого диктаторскими режимами, образы «Герники» выходят далеко за пределы педантичного воспроизведения события, поднимаясь на общегуманистический уровень протеста против жестокости и насилия. Когда Пикассо спросили о его политических убеждениях, он ответил: «Я на стороне жизни против смерти, на стороне мира против войны».

(Франмент 1) В истерзанной фигуре кричащей матери с мёртвым ребёнком на руках классическая тема истории искусств предстаёт в переложении на язык современности, являя метафорический образ невыносимой боли и ужаса. Пикассо даёт своего рода светский вариант темы «Пьета», вовлекая в неё иконографические мотивы «Избиения младенцев».


(Франмент 2) В верхнем левом углу располагается фигура быка – грандиозная, величественная, менее деформированная, чем остальные. Это мифическое животное, неоднократно появлявшееся в искусстве Пикассо 1930-х годов, здесь представляет силу и благородство испанского народа, потрясённого, но не сломленного.


(Франмент 3) В верхней части картины соревнуются друг с другом два источника света – лампа в руке выглядывающей из окна женщины и электрическая лампочка. Их следует рассматривать как аллегорию истины, высвечивающей картину варварства.


(Франмент 4) Фигуры животных, как и другие детали картины, интерпретировались критиками по-разному, и сам художник давал разные варианты их прочтения. Изображение лошади в центре композиции перешло сюда из написанной четырьмя годами раньше страшной сцены «Смерти тореро», где бык всаживает рог в охваченную ужасом лошадь. Здесь лошадь, наряду с человеческими фигурами символизирует бессмысленную, противоречащую разуму жестокость.


(Франмент 5) Павший воин сжимает в руке совершенно бесполезное оружие – обломок меча. Таким образом Пикассо отсылает к героям гомеровского эпоса, напоминая ещё раз, что ярость войны – несчастье, сопровождающее человечество на протяжении тысячелетий. Рядом с ладонью, сжимающей эфес, появляется цветок.


(Франмент 6) Все фигуры «Герники» складываются в грандиозную картину «оплакивания», вызывающую в памяти погребальные обряды Средиземноморья. В правой части, над головой женщины со вскинутыми руками, видны языки пламени горящего дома. В некоторых эскизах Пикассо вводит цветовые акценты, но в окончательном решении ограничивает себя чёрно-белой гаммой с переходами в оттенки серого, достигая исключительной лаконичности и энергии формы. Видимо, здесь сказалось влияние кино и фотографии; в частности, репортажные снимки, сделанные Робертом КАПА в ходе гражданской войны в Испании.




Источники:
Александр ГРЕБНЕВ «Бомбардировка Герники»
Стефано ДФУЗЗИ «Большой атлас живописи» (М, 2007. С. 340-341)
Tags: Военная история, Германия, Живопись 1930-х, Живопись п.п. XX в., Испания, Музеи Испании, ПИКАССО Пабло
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments