Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Поклонение волхвов» в Исаакиевском соборе.

В Исаакиевском соборе в приделе св. Екатерины выставлена мозаичная икона «Поклонение волхвов».




Икона выполнена для строящейся часовни около деревни Пеники (Пе́ники – фин. Penikkala, в переводе – Щенково, в старину хозяин имения здесь держал псарню). Пеники находится в Ломоносовском районе Ленинградской области. Часовня будет стоять на Царском лужке на горке Бронной, откуда открывается прекрасный вид на просторы восточной части Финского залива и остров Котлин. На этом месте в период Крымской войны 1854-1855 годов располагалось русское командование во главе с наследником престола АЛЕКСАНДРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ, наблюдавшее за манёврами англо-французского флота в заливе. Часовня будет освящена во имя святого благоверного князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО – святого, соименного императору АЛЕКСАНДРУ II и небесного покровителя воинов. В часовне планируется сооружение крипты, в которую поместят эту икону.

Мозаика «Поклонение волхвов» набиралась в течение 8 лет. Мастерами использованы смальты 300 оттенков (уточню, что рядом, в иконостасе находятся иконы, набранные в XIX-нач. XX вв. в мастерской Академии художеств с использованием 12 000 оттенков смальт). Выполнена мозаика в студии «Кантарель» под руководством Игоря Юрьевича ЛАВРЕНЕНКО (р. 1962). В наборе принимали участие А. ГОЛОМАЗОВ, С. КАБАНОВ, И. ЛАВРЕНЕНКО, В. ШЕРШНЕВ, Е. БАУРИНА, О. ЛАВРЕНЕНКО, И. АРНО, Д. АРНО, А. КОНЦЕВИЧ. Икона создана по инициативе декана СПбГУ доктора филологических наук профессора С.И БОГДАНОВА.

Живописный оригинал для мозаики написан Александром ГОЛОМАЗОВЫМ – это копия рисунка Бёрн-Джонса.

Акварель Бёрн-Джонса. Источник


Эдвард Коли БЁРН-ДЖОНС (1833-1898) – близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел. Широко известен своими витражами. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

Шпалера «Поклонение волхвов». 1890 г. Великобритания, Серрей, Мертонское аббатство.
Автор оригинала: Бёрн-Джонс Эдвард Коли (1833-1898). Мастер: Моррис Уильям и Компания (1834-1896).
Шерсть, шпалерное ткачество. 255 х 379 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции. Предмет поступил в 1949 г., передан из Государственного музея нового западного искусства.



► Фрагменты шпалеры. Источник


Шпалера из собрания Государственного Эрмитажа – седьмая из десяти версий, прославивших мастерскую Уильяма МОРРИСА в Мертонском аббатстве. Все шпалеры ткались одна за другой на протяжении 17 лет с 1890 по 1907 годы по одному картону, созданному в 1888 г. Реплики незначительно отличаются деталями и цветом.

По словам Уильяма Морриса, средневековые шпалеры были для него «яркой мечтой», и он считал шпалерное ткачество «благороднейшим из всех прикладных искусств, поскольку в нём нет ничего механического», а потому он и хотел в своих работах воссоздать принципы средневековых ткачей Арраса и мастеров с берегов Луары. Хотя наиболее известным творением мастерской в Мертонском аббатстве суждено было стать серии шпалер «История Святого Грааля», именно о «Поклонении волхвов» Моррис в письме от 5 апреля 1893 года говорил, как о самом значительном на тот момент своём достижении. Шпалера стала самым популярным изделием мастерской, поскольку сюжет привлекал как служителей церкви, так и светских заказчиков.

Картон для шпалеры создавался следующим образом: Бёрн-Джонс предлагал Моррису акварельный эскиз, который затем фотографировался и увеличивался до размеров готовой шпалеры. Фото-картон прорабатывался Бёрн-Джонсом в деталях, касающихся фигур и общего композиционного замысла, а Моррис и его ученик Джон Генри ДИРЛ разрабатывали детали одежд и фона, бордюр и цветовое решение.

«Поклонение волхвов». Эскиз.
Фотобумага, акварель. 240 х 375,9 см.
Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания.



► Мастерская Берн-Джонса. Берн-Джонс и Моррис.


Гобелен, выполненный для Эксетер-колледжа в Оксфорде. Выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина (2013 г.).


В Исаакиевском соборе есть ещё одно изображение на этот сюжет – горельеф «Поклонение волхвов» работы Ивана ВИТАЛИ в тимпане южного фронтона. Скульптура выполнена в 1845 г., отлита в бронзе на заводе Карла БЕРДА и установлена в 1846 г. Высота фигур: Дева Мария – 4,96 м, св. Иосиф – 3,02 м, Младенец Христос – 2,42 м.


Поклонение волхвов – богословский и иконографический сюжет о мудрецах (в славянском переводе использовано слово «волхвы»), пришедших с Востока, чтобы поклониться Младенцу Иисусу и принести ему дары. Дарами были золото (царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём), ладан (дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником) и смирна (её в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего, этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа). Количество волхвов, их происхождение и имена в Библии не упоминаются. В богословских текстах раннего средневековья появились имена и описания внешности: Каспар (безбородый юноша), Мельхиор (бородатый старец) и Валтасар (темнокожий).

Выставка будет открыта в Исаакиевском соборе до 31 января 2017 года.

По материалам:
Сыров А. Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Путеводитель. М.: Ценртполиграф, 2011.
Исаакиевский собор
Государственный Эрмитаж
Матюхина А.В. «Яркая мечта» Уильяма Морриса. Шпалера «Поклонение волхвов» из собрания Государственного Эрмитажа.
Православная энциклопедия т. 9, с. 278-282.
Tags: Ангелы, Библейская история, ВИТАЛИ Иван Петрович, ГМИИ им. Пушкина, ГЭ, Гобелен, Декоративно-прикладное искусство, Иисус Христос/Господские праздники/иконы, Исаакиевский собор, ЛАВРЕНЕНКО Игорь Юрьевич, Мозаика, Поклонение волхвов., Прерафаэлиты, Рождество Христово/храмы, Скульптура, Фотография XIX-нач.XX века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments