Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Великая княжна Ольга Николаевна

Дочь Николая I, великая княжна Ольга Николаевна (1822-1892), а с 1864 года королева Вюртембергская прославилась в истории России и Германии беспримерным подвижничеством в деле благотворительности и милосердия.

Таким историческим личностям, как правило, посвящали стихи и музыкальные произведения, в их честь называли корабли, новые земли и светила. Ботаники и селекционеры также не обходили их стороной в названиях своих открытий. В 1881 году французский селекционер роз Жильбер Набоннанд посвятил королеве Ольге новый сорт – «Reine Olga de Wurtenberg». Эта ароматная роза красного цвета сохранилась в садах и парках Италии, Германии, Франции, США, но в России и Украине, к сожалению, её нет.



Привлекательная, образованная, говорящая на нескольких языках, увлекающаяся игрой на пианино и живописью, Ольга Николаевна расценивалась как одна из лучших невест в Европе. Современники считали великую княжну красивейшей из трёх дочерей императора: «невозможно представить себе более милого лица, на котором выражались бы в такой степени кротость, доброта и снисходительность. Она очень стройна, с прозрачным цветом лица, и в глазах тот необыкновенный блеск, который поэты и влюбленные называют небесным, но который внушает опасения врачам» (Фридрих Гаген, 1839 г.).

► НЕФФ Тимофей Андреевич (1805-1876) «Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны». 1838 г.
Холст, масло. 133 x 103 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

► БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852) «Портрет великой княжны Ольги Николаевны». Этюд. 1841 г.
Холст, масло. 65 x 56 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.



► ВИНТЕРХАЛЬТЕР Франсуа Ксавье (1806-1873) «Портрет великой княжны Ольги Николаевны». 1856 г.
Холст, масло.
Частное собрание.



Пытаясь создать психологический портрет, художник Франсуа Ксавье Винтерхальтер построил его на столкновении противоположностей. На первый взгляд, перед нами очаровательная молодая женщина, словно ожидающая кавалера в тени деревьев. Однако стоит присмотреться, и обнаруживается, что женщина в трауре – на её руке чёрный вельветовый браслет. Сложно сказать, чем было вызвано столь неоднозначное решение портрета, поскольку сведений об обстоятельствах его создания не сохранилось.

На некоторых портретах Ольга Николаевна держит в руке розы контрастных цветов. Её мать, императрица Александра Фёдоровна, имела прозвище Белый Цветок, а красная роза, как символ Николая I, придуман романтичной императрицей. Таким образом, Ольга Николаевна даже на полотнах демонстрировала, что она – дочь белой и красной розы.

Ещё несколько изображений княжны Ольги Николаевны из коллекции Эрмитажа:

► РОБЕРТСОН Кристина (1796-1854) «Портрет великих княжон Ольги Николаевны и Марии Николаевны у клавесина». 1840 г.
Холст, масло. 36,5x29,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зимний дворец, зал 301.

► РОБЕРТСОН Кристина (1796-1854) «Портрет великой княжны Ольги Николаевны». 1841 г.
Холст, масло. 249 x 151 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зимний дворец, зал 153. Портрет поступил в 1918 г. Происходит из Романовской галереи Зимнего дворца.



Во время пребывания в России шотландской художницы Кристины Робертсон её основными заказчиками были члены семьи императора Николая I. В 1841 г. за большие (в рост) портреты императрицы Александры Фёдоровны и трех её дочерей художницу избрали почетным вольным общинником санкт-петербургской Академии художеств.

По характеру своего дарования Робертсон была миниатюристкой: она умела тонко выписать лицо, передать фактуру тканей, хрупкость цветов, прозрачность стекла. Эти особенности её стиля в полной мере проявилось в камерном портрете дочерей Николая I Ольги и Александры. Ольга Николаевна изображена сидящей у клавесина. Рядом стоит великая княжна Александра Николаевна (1825-1844, с 1843 г. супруга Фридриха Георга Адольфа, принца Гессен-Кассельского). Идеализация и сентиментальность образов позволяли строгим критикам говорить о «льстивой кисти британки». Тем не менее, Робертсон оставалась одной из самых популярных и высокооплачиваемых портретисток в 40-е гг. XIX в.

► ГАУ Владимир Иванович (1816-1895) «Портрет великой княжны Ольги Николаевны». 1838 г.
Картон бристольский, акварель, белила, карандаш, лак. 24,7 х 19,1 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции. Портрет поступил в 2009 г., приобретён у PEARLY GATES Trading Corporation.


Основными предметами обучения великой княжны были арифметика, всеобщая и отечественная история, физика. Также её обучали языкам – французскому, немецкому и английскому. Одним из наставников был поэт Василий Жуковский, с которым великая княжна, уже покинув родной дом и переехав в Германию, до конца его дней состояла в переписке. Он писал о шестилетней великой княжне: «Ольга Николаевна очень прилежна. Она раз в неделю занимается уже и со мною и всегда очень, очень внимательна. Слушает прилежно, и что поймёт, того не забывает... Жаль мне только того, что не имею более времени: с нею очень приятно учиться».

Преподавателем русского языка и русской словесности был ректор Санкт-Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв. Ольга Николаевна много внимания уделяла рисованию. Уроки ей давал известный художник Александр Иванович Зауервейд. Занималась ваянием под руководством скульптора Ивана Петровича Витали, прекрасно пела, играла на фортепиано и органе.

Наряду с домашним обучением великие княжны числились в классах Смольного женского института. Хотя бо́льшую часть программ они выполняли дома, при посещении института родственниками великие княжны надевали форму и вставали в ряды своего класса. Ольга Николаевна числилась в «белом классе», выпуск которого должен был состояться в 1838 году – тогда её изобразил Владимир Гау.

► Неизвестный фотограф. Портрет великой княжны Ольги Николаевны. После 1846 г.
Посеребрённая металлическая пластина, дагеротип. 4,7 х 3,8 см (в свету); 7,9 х 6,7 см (рамка); 8,8 х 7,2 см (футляр).
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции. Портрет поступил в 1959 г., передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел).

► КЕЙЗЕР Никез де (1813-1887) «Портрет великой княжны Ольги Николаевны». 1848 г., Бельгия.
Холст, масло. 82,5 х 71 см.
Картон бристольский, акварель, белила, карандаш, лак. 24,7 х 19,1 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции. Портрет поступил в 1946 г., передан из Музея этнографии народов СССР. Происходит из собрания князя Горчакова.


В 1846 году Ольга Николаевна вышла замуж за принца Вюртембергского Карла Фридриха Александра, ставшего королем Карлом I в 1864 году. После брака Ольга Николаевна переселилась в Вюртемберг и вскоре стала известна своей благотворительностью. Многие из учреждений, основанных королевой Ольгой, сохранились по сей день.

По материалам:
● Международная научная конференция «Династия Романовых: традиции благотворительности и меценатства». Тезисы докладов. Москва, 4-6 июня 2013 г. / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, - М.: 2013. – С. 136-138.
● Шестимиров А.А. Винтерхальтер. – М.: 2010.
Tags: Александра Фёдоровна (жена Николая I), БРЮЛЛОВ Карл Павлович, ВИНТЕРХАЛЬТЕР Франсуа Ксавье, ВИТАЛИ Иван Петрович, ГАУ Владимир Иванович, ГРМ, ГЭ, Германия, Жуковский В.А., ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович, Мария (дочь Николая I), НЕФФ Тимофей Андреевич, Николай I, Ольга (дочь Николая I), Портрет, РОБЕРТСОН Кристина, Розы, Смольный собор/Смольный институт, Учебные заведения/педагогика, Фотография XIX-нач.XX века, Цветы/комнатные цветы в живописи, ЧГМИИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments