morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

30 января 1934 года. Гибель «Осоавиахима-1».

► БИБИКОВ Георгий Николаевич (1903-1976) «Стратостат Осоавиахим». 1935 г.
Холст, масло. 238 х 156 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




► ЮНГ Владимир Григорьевич (1889-1942) «Подъём стратостата».



30-е годы XX века ознаменовались полётами стратостатов – высотных аэростатов с герметической гондолой, которые позволили вести разнообразные исследования на высотах более 16 км. На протяжении полутора десятилетий, до появления реактивных самолётов, а также геофизических и метеорологических ракет, стратостаты и радиозонды оставались единственными летательными аппаратами, позволявшими проводить прямые измерения физических параметров высоких слоёв атмосферы. В аэростатных исследованиях стратосферы активное участие принял СССР, бросивший вызов ведущим странам Запада. Это внесло в стратосферные исследования элемент соперничества и в известной степени придало им черты космической «гонки» 1960-х годов.

«Осоавиахим-1» (или «ОАХ-1») – стратосферный аэростат, построенный в Бюро воздушной техники Ленинградского областного совета Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) по инициативе Сергея КИРОВА. На этом стратостате в 1934 году был установлен рекорд высоты: «ОАХ-1» впервые в мире сумел достичь высоты 22 километра над уровнем моря.

Главным конструктором проекта был назначен А.Б. ВАСЕНКО. В бригаду вошли инженер Е.Е. ЧЕРТОВСКИЙ, занимавшийся конструированием гондолы, инженер К.С. КИРПИЧНИКОВ, осуществлявший вместе с Васенко расчёт оболочки и такелажа, техники-конструкторы ЧЕПИК и ЛУТОХИН. Проектные разработки консультировал известный специалист в области воздухоплавания профессор Н.А. РЫНИН. Расчёт полёта производился инженером П.Ф. ФЕДОСЕЕНКО. Метеорологическое обеспечение было возложено на изобретателя радиозонда профессора П.А. МОЛЧАНОВА. Руководство научной программой полета осуществлял академик А.Ф. ИОФФЕ.

В августе 1933 года готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством СПАССКОГО и, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать, допустила летательный аппарат к эксплуатации.

В гондоле стратостата «Осоавиахим» крышка единственного люка имела по окружности 24 отверстия, а на кольце обшивки гондолы было 24 шпильки. Крышка поднималась руками и надевалась отверстиями на шпильки, на которые затем навертывались барашковые гайки, прижимавшие крышку к кольцу обшивки. Для открывания люка нужно было отвернуть 24 гайки, а затем снять крышку со шпилек. Даже в наземных условиях для этого требовалось несколько минут. Кроме того, люк находился в самой верхней части гондолы, а выход в него осуществлялся при помощи веревочной лестницы.

Столь же неудовлетворительно был решён вопрос с балластом. Балласт, необходимый для безопасного спуска аэростата (1 т мелкой свинцовой дроби) помещался внутри гондолы. Для сбрасывания имелось устройство в виде воронки и специального кармана с трубой, проходившей через обшивку наружу. Дробь зачерпывалась совком и засыпалась в воронку, из неё пересыпаясь в расположенный ниже карман. После этого закрывался кран между воронкой и карманом, и открывался кран между карманом и трубкой. Таким образом, дробь через трубку высыпалась наружу без нарушения герметичности гондолы. Скорость сбрасывания балласта была очень незначительной, поэтому для освобождения от тонны балласта требовалось больше часа времени. Таким образом, было невозможно быстро сбросить балласт при опасном возрастании скорости спуска.

Помимо этих недостатков были и другие. Например, гондола шарообразной формы, сваренная из листовой стали толщиной 0,8 мм, не имела никакого каркаса. Её обшивка, помимо избыточного давления изнутри, воспринимала также все местные нагрузки от веса балласта, оборудования, экипажа, что могло вызвать местные деформации.

Первоначально старт «Осоавиахима-1» был назначен на 30 сентября 1933 года, но метеоусловия заставили повременить с полётом. Его перенесли на январь 1934 года. 28 января «Осоавиахим-1» был доставлен к месту старта в Кунцево (ныне территория села в составе Москвы). Полёт было решено посвятить XVII съезду ВКПб, который проходил в те дни в столице.

30 января 1934 года «Осоавиахим-1» с экипажем в составе трёх человек – командира экипажа Павла Фёдоровича ФЕДОСЕЕНКО, бортинженера Андрея Богдановича ВАСЕНКО и научного сотрудника Ильи Давыдовича УСЫСКИНА – оторвался от земли. Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата.

Стратонавтам предстояло получить новые сведения о физическом состоянии верхних слоев атмосферы, химическом составе воздуха, природе космических лучей, интенсивности космического излучения, величине напряжённости магнитного поля Земли в стратосфере.

Из записей, сделанных Васенко и Усыскиным, следует, что стратостат в 12-33 достиг рекордной высоты 22 000 метров и продержался на этой высоте около двенадцати минут, после чего начал плавное снижение. В течение этого времени пилоты сообщали на землю свои впечатления и посылали ряд приветствий происходившему съезду, И.В. СТАЛИНУ, председателю Центрального совета Осоавиахима Р.П. ЭЙДЕМАНУ и др.

Полёт завершился катастрофой, всё оборудование было разбито, члены экипажа погибли. Запись всех трёх участников полета, а также регистрация барографа, записавшего давление внутри гондолы, оказались в полной сохранности. По официальному заключению, причиной катастрофы стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия.

Все члены экипажа «ОАХ-1» были награждены орденом Ленина (впервые в истории СССР – посмертно). Урны с прахом героев захоронены в Кремлёвской стене лично Климентом ВОРОШИЛОВЫМ, Иосифом СТАЛИНЫМ и Вячеславом МОЛОТОВЫМ.



По материалам:
Ю.О. Дружинин, Д.А. Соболев «Полёты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.»
Tags: 1930-е, Авиация, БИБИКОВ Георгий Николаевич, Ворошилов К.Е., Государственный Русский музей, Живопись 1930-х, Живопись п.п. XX в., Катастрофы, Киров С.М., Молотов В.М., Путешествия/экспедиции, Сталин И.В./сталиниана, Эпоха СССР, ЮНГ Владимир Григорьевич
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments