Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Citroen: «Чёрный круиз».

ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич (1887-1938)
► «Танец Кули-Кута, Ниамей». 1926 г. Аукцион «Sotheby's». Эстимейт: £800 000-1 200 000.
► «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо». 1926 г
.



В 1924-1925 годах по приглашению Анри Ситроена, главы французского автомобильного концерна Citroen, художник Александр Яковлев принимал участие в автопробеге по Африке – в знаменитом «Чёрном круизе». Это была не только рекламная акция одноимённых автомобилей, но и этнографическая и зоологическая экспедиция по малоизученным районам Африки: Сахара, Судан, Нигер, Чад, Бельгийское Конго, Мозамбик и Мадагаскар. Ситроен решил обкатать первый внедорожник, машину, задние колёса которой уступили место небольшим гусеницам. Этот гибрид автомобиля и танка должен был преодолеть 3200 километров и, прошив пустыню Сахара, связать французские колонии в северной и экваториальной Африке.

«Чёрный круиз» стартовал в Туггурте 17 декабря. На автомобили навьючили алюминиевые кофры для инструментов, запасы провизии и питьевой воды, снаряжение для ночевок в полевых условиях, запчасти, медикаменты и боезапас. Для безопасности на вездеходах установили авиационные пулеметы – Сахару в то время уже усмирили, но на колени ещё не поставили.

Маршрут был выбран не из лёгких: сотни и сотни километров по абсолютному бездорожью, сквозь вулканическое нагорье Ахаггар, каменный хаос Танезруфта, через пустыню, прозванную «страной жажды». В основном путешественники следовали старым караванным дорогам: путь сверяли по компасу, секстанту и скелетам верблюдов. «Верблюд умер, а Citroen – нет!», – упивались французские газеты. Не обошлось без непредвиденных задержек: порой внедорожники глохли в песке, и под передние колеса приходилось подкладывать ветки саксаула. Жара стояла такая, что иногда плавились резиновые ленты гусениц, и их приходилось менять на новые. Однако в целом вездеходы Citroen замечательно зарекомендовали себя в ходе экспедиции. «Чёрный круиз» закончился в рекордно короткие сроки: уже 7 января новых героев торжественно встречали в Тимбукту. Citroen был вправе ждать оборонных заказов: кому ещё могли понадобиться его автомобили, как не французским колониальным войскам?

Из этого путешествия, наполненного экзотикой природных ландшафтов и силой человеческих типов, яркостью одежд и украшений коренных африканцев, художник привёз почти 300 набросков и картин. 228 из них были продемонстрированы на персональной выставке в галерее Шарпантье в мае 1926 года и тут же были почти полностью распроданы. Выставка принесла Яковлеву славу, вскоре он стал кавалером ордена Почётного легиона.

На картине «Танец Кули-Кута, Ниамей» изображён древний танец кули-кута, имитирующий человеческие жертвоприношения, принятые когда-то в этой местности: жрица точит ножи и готовится принести самых красивых девушек племени в жертву богу грома и молний Санго.

Петербуржец по рождению, Яковлев как художник вошёл в историю изобразительного искусства двух стран – России и Франции, хотя география его жизни и творчества охватила почти полмира: от Петербурга до Шанхая, от Капри до Мозамбика, от Парижа до Бостона. Он был непревзойденным мастером экзотических сюжетов и этнических типов.

По материалам:
М. Шульц «Любимец европейской аристократии»
Tags: Африка, Орден Почётного легиона, Путешествия/экспедиции, ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments