Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Военное прошлое архитектора Монферрана и его встреча с Александром I в Париже.

► ВЕРНЕ Орас (1789-1863) «Битва при Ханау». 1824 г.
Холст, масло. 174 х 289.8 см.
Национальная галерея, Лондон (Великобритания).



Знаменитый архитектор Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года на окраине столицы Франции, в предместье Шайо (вблизи нынешней площади Трокадеро – фешенебельного района современного Парижа). Образование получил в Королевской академии архитектуры (Императорской специальной школе архитектуры). Молодому Монферрану посчастливилось учиться у ведущих архитекторов того времени – у Шарля Персье и Пьера Фонтена.

Учёба была прервана через год – в 1807 Огюста призвали в армию для участия в итальянской компании по охране оккупированных территорий. Это был напряжённый период в истории Франции – армия Наполеона покоряла Европу.

Документы Национального Архива в Венсене (Vincennes) свидетельствуют, что Монферран отправился на юг Италии в 1808. Он получил назначение в 9-й конно-егерский полк, с 1806 года задействованный в операциях в непокорной Калабрии. Получив должность квартирмейстера, Монферран неизменно выкраивал для себя время на остановках между переходами, чтобы изучать памятники архитектуры и делать различного рода зарисовки. Красоты Италии, её искусство и архитектура оставили в его памяти неизгладимый след и оказали значительное влияние на всё творчество.

В ходе боевых действий в Венеции, у Ла Пиав (La Piave), Монферран был ранен. В его воинских документах дано такое описание: «1 м 65 см, лицо овальное, лоб высокий, глаза голубые, нос курносый, рот средний, подбородок круглый, волосы и брови светлые (blonds)». Кроме того, в документах сообщаются следующие сведения: «вступил добровольцем, прибыл 29 февраля 1808 г., дезертировал 31 мая 1808 г., возвратился 26 июня 1808 г., расформирован 19 февраля 1809 г.». Не знаю, как расценивать слово «дезертировал»... Жак Тальбо, французский биограф архитектора, предполагает: раненый Монферран решил не упустить случай и остаться для выздоровления в Италии, возможно, даже в Риме, а не присоединяться к своему отряду. Позже Огюст вернулся на родину, чтобы закончить учёбу.

Вновь взять в руки оружие ему пришлось в 1813 году. По мнению Ж. Тальбо, француз-патриот не мог игнорировать военные походы: попытка превращения церкви Мадлен в храм славы Великой Армии, установка многочисленных триумфальных колонн и арок, династический проект дворца Римского Короля, который должен был преобразовать Шайо – место, где Монферран родился... Все эти события широко обсуждались в то время, когда шло его формирование как архитектора. Но были и другие отзвуки военных действий, не вселявшие уверенности в будущем: затянувшаяся на неопределенное время война в Испании, на которой, вероятно, погиб в 1811 его сводный брат Бальтазар, и поражение в Русской кампании 1812 г.

Воинский регистр уточняет, что Монферран был определён в Императорскую Гвардию, в 1-й отряд (1ère compagnie) 1-ого Почётного гвардейского полка (Gardes d’Honneur) старшим квартирмейстером и направлен в Военное министерство. В корпус он прибыл 26 мая 1813 г. 27-летнему Монферрану поручили сформировать в Версале роту солдат, которой он должен был командовать. По распоряжению графа Пюлли (Pully) роту присоединили к армии Наполеона под Дрезденом.

В ходе военных действий между городами Эрфуртом и Готом Монферран отличился умелыми действиями при нападении на аванпост противника. Затем за проявленный героизм в сражении при Ханау на Майне (Hanau am Main, 30-31 октября) он удостоился высшей награды Франции – ордена Почётного легиона. В этой битве австро-баварский корпус пытался преградить путь отступления французской армии, разбитой в Битве народов 19 октября 1813 под Лейпцигом. Несмотря на численное превосходство на начальном этапе сражения, австро-баварский корпус потерпел поражение от Наполеона. Бой при Ханау стал последним крупным сражением кампании 1813 года в Европе.

Награду Монферран получил из рук принца Бертье в присутствии маршала Келермана, герцога Вальми (maréchal Kelermann, duc de Valmy) и многочисленных штабных офицеров. В литературе об архитекторе многократно повторяются сведения о том, что он получил орден за битву при Арно на территории Италии. Но в 1813 Монферран в Италии не был. Ошибка, по мнению исследователя творчества архитектора В.К. Шуйского, произошла в результате неправильного прочтения рукописного документа.

Монферрану после вручения награды было приказано вернуться в Версаль и сформировать резервный корпус своего полка, после чего он должен был присоединиться к армии под Реймсом, следовать вслед за ней и оставить её только в Фонтебло. Возвратившись в Версаль, он оставался там вплоть до момента, кода резервный корпус прекратил существование.

Монферран вспоминает об этом периоде наполеоновских походов: «Мы, служившие в его Гвардии и благодаря этому имевшие возможность часто его видеть во время этих последних походов на Дрезден, Лейпциг и во Франции, мы покинули его знамёна только после всех перипетий этой великой драмы, разыгравшейся при Фонтенбло; нам никогда не случалось видеть Императора перед своими войсками, ни на бивуаках, иначе как в самом безупречном виде, как если бы он спускался по лестнице в Тюильри, чтобы отправиться на смотр».

Монферран, по его собственному признанию, не участвовал в «Ста днях». К последующим политическим режимам во Франции он неизменно относился с почтением, но при этом не скрывал своей привязанности к периоду Первой Империи. В своём кабинете он хранил свидетельства прошлого: бюст Наполеона и гравюры с видами сражений. Военная служба дала ему жизненный опыт, умение находить выход из сложных ситуаций, воспитала чувство ответственности.

Наступил 1814 год – эпоха наполеоновских войн была завершена, русские войска победоносно вошли в Париж.

Вероятно, при содействии своих учителей Персье и Фонтена Монферран как подающий большие надежды молодой талантливый архитектор был представлен Александру I. На аудиенции в Париже Монферран преподнёс переработанные для России собственные, по всей вероятности, учебные проекты. В отделе графики Государственного Эрмитажа хранится изящный альбом с красным переплётои и золотым тиснением. На обложке надпись: «Разные архитектурные проекты, представленные и посвящённые Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом французской Академии архитектуры. Париж. Апрель 1814». В.К. Шуйский считает, что, несмотря на датировку, альбом мог быть подарен и в следующем году, когда Александр I во второй раз прибыл в Париж и остановился в Елисейском дворце. Следует уточнить, что в 1814 году 28-летний Монферран никакого отношения к Французской академии архитектуры не имел, – он лишь год назад окончил Специальную школу архитектуры в Париже. Альбом был оформлен так же, как и только что поднесённый Александру I альбом архитекторов Фонтена и Персье. Их ученик сумел перенять не только навыки проектирования и изящество рисунка, но и умение вовремя, в нужном месте и должным образом оформить и преподнести свои творения. В будущем, в России, это умение ему очень пригодилось.

Альбом характеризует Монферрана как блестящего рисовальщика. Он изобразил несколько городских видов и 8 разнообразных архитектурных проектов:
– общественный фонтан с завершающей его фигурой Александра I в позе и одеждах римского императора, восседающего на троне;
– загородный дворец, напоминающий богатые загородные виллы итальянского Возрождения, в частности, виллу Фарнезе в Капрароле, над проектом реставрации которой работал Персье и Фонтен;
– триумфальная арка, богато украшенная барельефами с изображениями эпизодов минувшей войны, прославляющими русских воинов и надписью по-русски на аттике «Храброму российскому воинству»;
– грандиозное здание публичной библиотеки с огромным купольным читальным залом и отходящими от него лучами по радиусам восемью корпусами книгохранилищ, объединёнными по большому кругу галереей и отмеченными по торцам портиками;
– памятник генералу Моро – сопернику Наполеона, ставшему под русские знамёна и героически погибшему в сражении под Дрезденом;
– триумфальная колонна, увенчанная аллегорической фигурой Мира и посвящённой союзником России в борьбе с Наполеоном;
– конная статуя Александра I-триумфатора, рассчитанная на установку в центре обширной площади;
– памятник воинам, погибшим в битве под Лейпцигом, в виде древнегреческого обелиска с многочисленными барельефами, иллюстрирующими различные эпизоды сражений.

Все проекты не оригинальны, – Монферран несколько видоизменил классические, уже существовавшие в разных странах сооружения. В «предварительных рассуждениях», приложенных тут же, он не скрывал этого – наоборот, подчеркивал, что его образцы улучшены. Под каждым из своих проектов в альбоме молодой архитектор проставил ориентировочную сметную стоимость – этим автор заявлял о себе как будущий организатор строительства, способный и предлагать интересные идеи, и решать их средствами современной архитектуры. К слову, стоимость была благоразумно занижена. В письменном обращении к Александру I Монферран пояснил, что у него не было стремления к немедленному осуществлению проектов, что это графическое представление идей, которые могут быть реализованы в перспективе.

Подобная «самореклама» не считалась в те времена среди архитекторов и строителей чем-то необычным. Это был всего лишь один из приёмов, с помощью которого зодчие могли привлечь внимание сильных мира сего к своему творчеству, а именно на них можно было рассчитывать при получении выгодного заказа.

Потенциальные возможности талантливого выпускника бывшей Королевской академии получили заслуженную оценку, и Александр I благосклонно принял дарственный альбом, который, повторю, хранится ныне в Государственном Эрмитаже. Вряд ли эти проекты особо заинтересовали императора, но, тем не менее, в 1816 году Монферран приехал в Россию и в конце того же года получил звание придворного архитектора.

Сейчас вряд ли можно точно установить причину, по которой француз решил покинуть свою родину. Предположений может быть несколько, но, скорее всего, решение было принято по их совокупности. Монферрана всегда отличали честолюбие и желание проявить себя в деле. Но он умел и реально просчитывать свои возможности. В разоренной войнами Франции новое строительство почти прекратилось, а в столице победоносной России к сооружениям наверняка предъявлялись новые требования, они должны были стать подлинно монументальными и более торжественными, чем были до войны. А в таких условиях всегда найдется работа сравнительно молодому, считавшему себя талантливым архитектору.

► МОНФЕРРАН Огюст (1786-1858) Альбом «Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Александру I Огюстом Монферраном».
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

► «Фонтан в честь Александра I». 1814 г., Франция.
Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.



► «Конный памятник Александру I для очень большой площади». 1814 г., Франция.
Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.



► «Колонна в честь всеобщего мира». 1814 г., Франция.
Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.



► «Триумфальная арка». 1814 г., Франция.
Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.



По материалам:
● Шуйский В.К. Огюст Монферран. История жизни и творчества. – Спб.: ООО «МиМ-Дельта»; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – С. 10-14.
Витушкин А.П. Монферран Анри Луи Огюст Рикар де (1786-1858)
● Тальбо Ж. Образование Огюста Рикара де Монферрана до 1816 г. // Кафедра: Сборник научных статей. Вып. VII. – СПб., 2011.
Tags: Александр I, Архитектура, Батальный жанр, Боевой подвиг, ВЕРНЕ Орас, Венеция, Версаль, ГЭ, Германия, Италия, Лошади, МОНФЕРРАН Огюст, Музеи Великобритании, Наполеон I/Наполеоновские войны, Орден Почётного легиона, ПЕРСЬЕ Шарль, Памятники, Париж, Скульптура, Учебные заведения/педагогика, ФОНТЕН Пьер Франсуа Леонар (1762-1853), Фонтан, Франция, Ханау
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments