morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «с гусями».

Икона Сампсониевского собора «Св. Иоанн Богослов» выполнена в XIX в. темперой по дереву. В альбоме епархиального архитектора Андрея Петровича Аплаксина «Сампсониевский собор и его реставрация в 1909 году» образ св. Иоанна назван «с гусями».



Житие святого апостола.

Святой Иоанн Зеведеев был одним из ближайших учеников Иисуса Христа, апостолом от Двенадцати. С его именем Церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета, в том числе Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровение Иоанна Богослова.

Согласно евангельским текстам Иоанн, его отец Зеведей и старший брат Иаков были галилейскими рыбаками. Спаситель, проходя близ Генисаретского озера, увидел их, чинящими сети, и призвал Иоанна в число Своих учеников. Иоанн с братом Иаковом оставили отца и последовали за Христом. Братья Зеведеевы вместе с двумя другими родными братьями (Андреем Первозванным и Петром-Симоном) стали первыми учениками Христа.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трёх учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Иоанн занял особое место в ряду ближайших учеников Христа – он присутствовал при всех событиях земной жизни Спасителя, был очевидцем наиболее важных событий Евангельской истории – Преображения, воскрешения дочери Иаира, моления в Гефсиманском саду.

Апостол Иоанн открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы.

Святой апостол Иоанн Богослов скончался в глубокой старости. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Евангелист Иоанн – один из наиболее часто упоминающихся в Библии апостолов. В Сампсониевском соборе он изображён на более 20 иконах, и один из приделов освящён во имя этого святого апостола.

Дни памяти: 8/21 мая, 30 июня/13 июля (собор 12-ти апостолов), 26 сентября/9 октября.

Иконография.

Древнейшие дошедшие до нас изображения святого Иоанна относятся к III-IV вв. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов, где Иоанн представлен в числе 12 апостолов, окружающих Иисуса Христа. В реннехристианском искусстве евангелист чаще изображался юным. В IX-X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, и святого Иоанна, как правило, изображают старцем с раскрытым Евангелием или сидящими за столом с письменными принадлежностями.

Устойчивые «узнаваемые» черты внешности Иоанна Богослова, получившие широкое распространение в более поздних памятниках, – это высокий, выпуклый, изборождённый морщинами лоб с большими залысинами, короткие курчавые волосы и небольшая окладистая борода (на этой иконе она доходит до середины груди).

На иконе святой Иоанн изображён спокойным величественным старцем, облачённым в золотисто-красный хитон и золотисто-коричневый гиматий. Руки его распростёрты – одной он благословляет, в другой держит Священное Писание.

Иоанн стоит на холме. Гора, холм – важный символ в иконописи, это символ духовного восхождения. В Библии самые значительные события происходили именно на возвышенных местах: на Синае Моисей получил скрижали завета, на горе Фавор произошло Преображение Иисуса Христа, Вознесение – на Елеонской.

Вверху, в сегменте неба, в сиянии расходящихся лучей, погрудное изображение Господа с крестчатым нимбом.



Святой евангелист Иоанн Богослов – покровитель иконописцев.

На Руси Иоанн Богослов издавна почитался (наряду с апостолом и евангелистом Лукой) как иконописец и покровитель иконописания. Святому Иоанну возносили молитвы об изучении иконного писания и именно его облик, как правило, старательно воспроизводили иконописцы на протяжении первых 5-6 месяцев ученичества.

Существует повесть, греческий оригинал которой неизвестен, о том, как апостол Иоанн чудесным образом явился гусарю (юноше, пасшему гусей близ Константинополя) и отправил учиться к иконописцу Хинарю, а затем сам продолжил наставлять его в иконном письме. История завершилась тем, что на состязании бывший гусарь одержал победу над Хинарём: оба должны были написать на стенах царской палаты орлов, и живой орёл подлетел к тому, который был нарисован юношей.

В нижней части помещены четыре сцены из Жития святого:
– Мальчик пасёт гусей у стен Константинополя, над вратами городской стены – икона апостола Иоанна.
– Явление апостола Иоанна Богослова мальчику-гусарю. Святой Иоанн передаёт грамоту для иконописца Хинаря.
– Мальчик-гусарь приносит грамоту Хинарю.
– Апостол Иоанн обучает гусаря писать свой образ.

Дополнительный цикл из клейм с историей мальчика, пасшего гусей и обученного Иоанном Богословом иконному писанию, очень редок.

Tags: Интерьер храмовый/монастырский, Православный календарь, Сампсониевский собор, Св. ап. Иоанн Богослов/храмы, Святые/иконопись/иконописцы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment