morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Разграбленная гробница Сципионов

► ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) «Гробница Сципиона Барбата на Аппиевой дороге в Риме». 1829 г.



Гробница СЦИПИОНОВ (лат. Sepulcrum Scipionum) располагается за пределами Сервиевой стены на Аппиевой дороге. Усыпальница предназначалась для погребения членов известного рода Корнелиев Сципионов – одной из самых великих аристократических семей в античном Риме. Они дали городу большое количество сенаторов, консулов и полководцев. Армии, руководимые Сципионами, завоевали для Рима южную Италию, Алжир, Корсику, Испанию и Малую Азию. Самым знаменитым из Сципионов был Сципион Африканский, получивший свое прозвище за то, что разгромил Ганнибала в Северной Африке. Правда, этот Сципион был похоронен близ Неаполя.

Гробница была основана вскоре после открытия Аппиевой дороги, в начале III века до н. э. В этом огромном кирпичном мавзолее находилось около 30 погребений, включая поэта Квинта Энния, не принадлежавшего к роду Сципионов. Последнее захоронение относится к I веку н. э. Затем гробница ремонтировалась, но в IV веке была заброшена. Самые старые саркофаги были монолитными, вырубленными из цельного камня (пеперино или аньенский туф, поскольку мрамор в III в. до н.э. в Риме ещё не употреблялся).

Наиболее ранним захоронением в гробнице был саркофаг с телом консула 298 года Луция Корнелия Сципиона Барбата.

Гробница была обнаружена в мае 1780 г. братьями-священниками Сассо и их юным племянником, владевшими этой землей. Они строили погреб и наткнулись на гробницу. Были найдены различные саркофаги, статуи и ниши с погребальными урнами. Также в ходе раскопок на этом месте обнаружели христианские катакомбы и трехэтажный дом, который датировался 3-м веком нашей эры.

Нашедшие усыпальницу разграбили её самым варварским способом: большинство саркофагов разбили на плиты и продали за бесценок в камнерезные мастерские в качестве сырья. Прах Сципионов был попросту выброшен как мусор за одним исключением – останки Луция Корнелия, сына Барбата были приватизированы венецианским сенатором Анджело Квирини, который, будучи не в силах смотреть на этот вандализм, забрал их, поместил в мраморную урну и отвез в Падую.

В конце 1782 г. по распоряжению Папы ПИЯ VI саркофаг Луция Корнелия Сципиона Барбата и обломок скульптурного портрета («голова Энния») были перемещены в музеи Ватикана, где находятся поныне.

В 1926 г. в ходе реставрационных работ в гробнице была установлены точные копии уцелевших фрагментов и саркофага.

Надпись на саркофаге Луция Корнелия Сципиона Барбата написана так называемым сатурновым стихом и является одной из древнейших надписей эпохи Римской республики.

CORNELIVS·LVCIVS·SCIPIO·BARBATVS·GNAIVOD·PATRE
PROGNATVS·FORTIS·VIR·SAPIENSQVE – QVOIVS·FORMA·VIRTVTEI·PARISVMA
FVIT – CONSOL CENSOR·AIDILIS·QVEI·FVIT·APVD·VOS – TAVRASIA·CISAVNA
SAMNIO·CEPIT – SVBIGIT·OMNE·LOVCANAM·OPSIDESQVE·ABDOVCIT

ЛУЦИЙ КОРНЕЛИЙ СЦИПИОН БАРБАТ, ОТ ГНЕЯ-ОТЦА
РОЖДЕННЫЙ, МУЖ МОГУЧИЙ И МУДРЫЙ – ЧЕЙ ОБЛИК ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАЛ ДОБЛЕСТИ –
СРЕДЬ ВАС ОН БЫЛ КОНСУЛОМ, ЦЕНЗОРОМ, ЭДИЛОМ – ЗАВОЕВАЛ ТАВРАСИЮ, ЦИЗАУНУ
И САМНИЮ – ПОКОРИЛ ВСЮ ЛУКАНИЮ И ВЗЯЛ (ТАМ) ЗАЛОЖНИКОВ.



Иванов Александр Андреевич (1806-1858) «Аппиева дорога при закате солнца». 1845 г.
Холст, масло. 44 x 61 см.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва.




Эта местность – а изображена на картине римская Кампанья – свидетель истории человечества. Аппиева дорога в Италии, построенная ещё римлянами в античные времена, идёт по бескрайней равнине. Это древний путь, связывающий Рим с Южной Италией. По нему когда-то проходили неисчислимые римские легионы, вдоль него стояли кресты с распятыми рабами и христианскими мучениками. Его называют «дорогой катакомб», поскольку вдоль дороги тянутся подземные галереи с усыпальницами, где хоронили христиан.

Александр ИВАНОВ разворачивает величественную панораму древней безжизненной земли. Огненно-бурая почва кажется выжженной, но не солнцем, а временем. Руины гробниц возникают как тени ушедших веков и культур. Рядом с ними изображённый на заднем плане купол собора святого Петра выглядит крошечной точкой, едва заметной на фоне гор и неба. Всё ничтожно, всё превращается в тень перед лицом неотвратимого времени. Этот пейзаж – единственный, который сам Иванов назвал «историческим».

По словам А.И. ГЕРЦЕНА «всегда печальная, всегда угрюмая, Кампанья имеет одну торжественную минуту – захождение солнца; тут она соперничает с морем… Кто не был в Италии, тот не знает, что такое цвет, освещение… Печальная Кампанья неразрывно связана с развалинами древнего Рима; они дополняют друг друга. Что это, в самом деле, за невероятное величие в этих камнях. Недаром на поклонение этим развалинам является каждое поколение со всех концов образованного мира».

Источники: интнрнет-публикации по теме + здесь + здесь.
Tags: 1780-е, ГТГ, Герцен А.И., До нашей эры, Живопись 1820-х, Живопись 1840-х, Живопись п.п. XIX в., Живопись сер. XIX в., ИВАНОВ Александр Андреевич, Италия, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Похоронные традиции/кладбища/траур, Рим, Св. ап. Пётр/храмы, Храмы/монастыри, ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments