morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Московский университет 50-х годов.

► КОРЖЕВСКИЙ Борис Георгиевич (1927-2004) «После лекций. Портрет академика Зелинского Н.Д. с учениками». 1952 г.
Холст, масло. 220 х 172 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.




В 1950 году молодой художник из Краснодарского края Борис КОРЖЕВСКИЙ закончил Московский государственный институт им. В.И. Сурикова, где учился в портретной мастерской академика И. ГРАБАРЯ и мастерской П. КОНЧАЛОВСКОГО. От своих учителей Коржевский унаследовал интерес к колористическим экспериментам и смелость творческого поиска. Молодой художник в 1952-1954 годах работал в творческой командировке по воссозданию панорамы «Оборона Севастополя». Много времени и сил отдал художник созданию серии произведений по творчеству Владимира МАЯКОВСКОГО. Но, все-таки основной темой мастера в творчестве была современность. Особенно нравилось художнику размышлять над жизнью современного города и человека в его пространстве. Этим интересом продиктован и сюжет картины, изображающей всемирно известного химика академика Николая Дмитриевича ЗЕЛИНСКОГО (1861-1953).

Зелинский – крупный учёный в области органической химии, один из основоположников учения об органическом катализе. С 1893 по 1953 он – профессор Московского университета, кроме периода 1911-1917, когда покинул университет в знак протеста против реакционной политики царизма по отношению к высшей школе.

В 1935 г. Зелинский стал одним из организаторов Института органической химии АН СССР, который с 1953 носит его имя. Фундаментальные труды 3елинского и его учеников, составивших научную школу, сыграли большую роль в развитии отечественной химической, и прежде всего нефтехимической промышленности, в укреплении обороноспособности страны. Особое место в деятельности 3елинского заняло создание в 1915 г. противогаза. Применение германскими войсками с начала 1-й мировой войны различных отравляющих веществ показало неэффективность влажных масок и масок с очками. Основываясь на своих исследованиях адсорбции, Зелинский предложил новый принцип защиты – с помощью активированного угля. Уже в 1916 русская армия получила около 5 млн. сухих фильтрующих противогазов. Идеи 3елинского и ныне используют во всём мире при конструировании противогазов. В годы Великой Отечественной войны учёный-патриот весь свой талант и огромный опыт направил на улучшение обеспечения действующей армии и укрепление военной экономики СССР.

Сейчас трудно сказать – была ли картина заказной или Коржевский написал её по своему желанию, был ли он знаком с учёным или создавал его портрет по фотографии. Многофигурная жанровая картина-портрет была написана за год до ухода из жизни знаменитого академика. В любом случае – это Москва тех лет.

Сюжет картины внешне прост – благодарные ученики Московского государственного университета, провожающие учителя после лекции и не желающие с ним расставаться. Высокие пролетные арки, колонны, лестница, белоснежные скульптуры ЛЕНИНА и СТАЛИНА – всё призвано продемонстрировать торжество Советского строя. Художник, рисуя лица студентов и учителя, проявил себя как портретист-психолог. Он создал полотно, ставшее великолепным рассказом о том времени.

Источники:
Статья исскусствоведа Ольги Лебедевой.
Советская военная энциклопедия в 8-ми томах.
Tags: XX век, Военная история, ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович, Жанровая живопись/скульптура, Живопись 1950-х, Живопись сер. XX в., КОНЧАЛОВСКИЙ Пётр Петрович, КОРЖЕВСКИЙ Борис Георгиевич, Картина в картине, Ленин В.И./лениниана, Ломоносов М.В., Москва/область, Первая мировая война, Портрет, Сталин И.В./сталиниана, Учебные заведения/педагогика, Эпоха СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments