Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Чествование «дедушки Российского флота».

► НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич (р. 1967) «Триумф российского флота». 1994 г. Дипломная работа в МГХИ им. В.И. Сурикова
Холст, масло. 310 х 590 см.
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва.




Картина «Триумф Российского флота» – дипломная работа Василия Нестеренко в МГХИ им. В.И. Сурикова.

Комментарий автора: «В своей картине «Триумф российского флота» я хотел показать величие ПЕТРА I и величие его дел. А это, по-моему, в кратчайшие сроки созданные им сильнейшие в мире флот и армия. Пётр I – очень противоречивая личность, его называли антихристом и венчали лаврами. В разное время художники выделяли в нём разные черты. Я писал картину в начале 90-х, когда Россия разваливалась. Только ленивый её не пинал, и мне казалось важным показать сильную Россию, её триумф. В Петре я вижу светлого человека, отдавшего свою жизнь за новую, великую, просвещённую страну».

В основе сюжета полотна положено событие 11 августа 1723 г. – чествование «дедушки Российского флота» – знаменитого Петровского ботика.

В мае 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлово юный Пётр I обнаружил 6-метровый английский бот «Святой Николай», принадлежавший покойному двоюродному деду Петра, боярину Н.И. Романову. Царь очень заинтересовался ботом и велел голландскому мастеру К. Бранду (который ещё в 1668 году служил на корабле «Орёл») его отремонтировать и спустить на воду. С этого момента жизнь Петра I стала неразрывно связана с кораблями и морем.

Первые шаги в управлении ботом Пётр сделал на Просяном пруду Измайлова и мелководной Яузе, которые скоро стали тесными для неуёмной натуры молодого царя, и бот перевезли на Переяславское озеро. В 1689 году на этом же озере Петром были заложены первые 3 судна его будущей потешной флотилии, впоследствии давшей России многих замечательных флотоводцев и корабелов.

В 1693 году Пётр I уезжает в Архангельск, где основывает Соломбальские верфи и закладывает 24-пушечный корабль для Белого моря. С этого времени в России начинается строительство больших кораблей и судов. Ботик же в 1701 году перевезли в Московский Кремль и установили под навесом у колокольни Ивана Великого, где он простоял 20 лет.

Затем будут взятие Азова, строительство и оборона Санкт-Петербурга и Кронштадта, слава Гангута, Эзеля и Гренгама, много других славных дел и побед. Через 30 лет стараниями Петра I и его соратников Россия стала могучей морской державой. Все эти годы Петр помнил о своем первом корабле и следил за сохранностью его и других судов Переяславского озера.

В конце 1721 года во время торжеств по случаю заключения Ништадтского мира со Швецией, закрепившего победу России в двадцатилетней Северной войне, бот был с почётом выставлен на обозрение в Кремле. В январе 1722 года перед ним проходили парадные полки и праздничные процессии москвичей.

На следующий год Пётр I решил устроить большие торжества в Санкт-Петербурге и Кронштадте. По его распоряжению ботик был перевезен сначала в Шлиссельбург, а затем в северную столицу. Утром 11 августа 1723 года император Пётр I, командующий Балтийским флотом генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, адмирал К.И. Крюйс, вице-адмиралы А.Д. Меншиков, П.И. Сиверс, Т. Гордон, контр-адмиралы Н.А. Синявин и Т. Сандерс под выстрелы полутора тысяч корабельных и крепостных пушек на руках спустили бот на воду Финского залива, поставили мачту и подняли на флагштоке императорский штандарт.

После этого бот открыл смотр кораблей российского Балтийского флота. Буксируемый шлюпками, он был торжественно выведен на Кронштадтский рейд и проведён вдоль 20 линейных кораблей и 1 фрегата. На почётных местах в боте сидели Апраксин и Крюйс, Пётр взялся за знакомый с детства руль, Меншиков занял место бакового лоцмана, остальные адмиралы заняли места гребцов. На салют кораблей выстрелами из 4 малых пушек отвечал обер-цехмейстер К.Г. Отто. По завершению смотра Пётр I и Меншиков сами сели на весла и привели бот к кронштадтской пристани. На торжествах Пётр произнёс тост в честь своего ботика: «Да здравствует маленький дед таких больших и славных внуков!». Эти слова сопровождались орудийными салютами. С этого времени ботик получил название «дедушки русского флота».

В конце августа ботик участвовал в праздновании годовщины мира со Швецией и переносе останков Александра Невского в лавру, после чего был установлен в кронверке Петропавловской крепости «для вечного хранения». Под ним была надпись: «Детская утеха принесла мужеский триумф».

Впоследствии он участвовал в особо торжественных церемониях в честь годовщин Ништадтского мира, 100-летия основания Санкт-Петербурга, 200-летия со дня рождения Петра I, открытия Всероссийской политехнической выставки 1872 года. В настоящее время «дедушка русского флота» хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга и является национальной исторической реликвией России.

В центре картины Василия Нестеренко изображён Пётр Великий в мундире вице-адмирала, рядом с ним – А.Д. Меншиков и Ф.М. Апраксин, слева от императора – императрица Екатерина, дочери Анна и Елизавета, его ближайшие сподвижники и иностранные дипломаты. Под хоругвью с изображением покровителя моряков святого Николая Чудотворца – священник благословляет празднество Казанской иконой Божией Матери. Солдаты гвардейских полков готовятся произвести салют. На рейде – многочисленные корабли Российского флота.

Фрагменты картины.


В июле 2018 года на Якорной площади в Кронштадте открыли монумент «Триумф Российского флота». Памятный знак с мозаичным воспроизведением картины представляет собой бронзовую стелу, габаритами 8500х6500х1500 мм, выполненную в классических ордерных архитектурных формах и декорированную бронзовыми элементами с морской военной геральдикой и гербом Кронштадта. Скульптор проекта – народный художник РФ Салават Щербаков, архитектор – Василий Данилов. Над переводом картины в мозаику работали 20 художников-мозаичистов, которые смогли выполнить тяжелейшую задачу в кратчайшие сроки – в течение одного месяца. Цветовую палитру утверждал сам автор картины, Василий Нестеренко, он же следил за ходом работы. Символично, что мозаику создавали в одной из мастерских в Измайлово – родине легендарного ботика. Руководитель мозаичной мастерской – Михаил Лапин.



Источник Источник
Tags: 1720-е, XVIII век, Александр Невский/храмы, Анна (дочь Петра I), Апраксин Фёдор Матвеевич, Екатерина I Алексеевна, Елизавета Петровна, Жемчуг, Живопись 1990-х, Живопись кон. XX в., Казанская икона Богородицы/храмы, Меншиков Александр Данилович, Мозаика, Московский Кремль/Красная площадь, НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич, Орден Святого Александра Невского, Орден Святого Андрея Первозванного, Парусники, Петропавловская крепость, Пётр I Алексеевич, Св. Николай Мирликийский/храмы, Северная война 1700-1721, Форма/доспехи/оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment