Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Ориентализм. Каир конца XIX века на полотнах Людвига Дойча (35 картин).

Живописный ориентализм использовал мотивы и стилистические приёмы восточного искусства, заимствовал исторические, мифологические, фольклорные сюжеты, перерабатывая всё это на языке культуры Запада. Многие восточные страны являлись колониями супердержав Великобритании, Франции, Испании. Европейцы стремились не только пользоваться богатством колоний, но и познавать их своеобразие. Отправиться туда, увидеть экзотическую архитектуру и жителей было делом несложным. Европа жаждала новых сказок – братья ГРИММ и Шарль ПЕРРО уже наскучили ей. Так – в поисках новой художественной реальности – и возник стиль «ориентализм» (от «orient» – восток, «oriental» – восточный).

Реализм и романтика причудливым образом уживались в творчестве ориенталистов XIX в. За пределами европейского мира их встречали совершенно особые краски, невероятные для жителя Бостона или Парижа сочетания цветов, игра теней и цвета. Для изображения всего этого буйства годились все художественные открытия, все достижения – и реалистов, и романтиков, и модернистов.

Но очень часто увлечённость деталями заслоняла и от самих мастеров, и от их зрителей главное, за чем европейцы стремились на Восток: особое мировоззрение, отношение к жизни, философию. Получалось, что прекрасная и, казалось бы, абсолютно реалистическая по манере живопись оборачивалась наивысшей условностью, декорацией, за которой терялось внутреннее человеческое содержание.

На их полотнах можно встретить абсолютно разных персонажей: уличных певцов, прекрасных женщин гарема, роскошно одетых стражей дворцов, продавцов фруктов и оружия, властительного пашу с любимым тигром... Но всё это воспринимается не как изображение людей, событий, ситуаций. Перед нашими глазами – пёстрый и гладкий восточный ковёр, бесконечно прихотливый узор, вытканный по поверхности бытия. Если парижский и лондонский нищий был отвратительным, то багдадский или иерусалимский выглядел столь же экзотичным, как стена храма рядом с ними. Ориентализм снимал противоречия между «высоким» и «низким», «неприличным» и «пристойным».

Отсутствие психологизма, внимательного анализа духовной жизни человека в живописи ориенталистов с успехом заменялось другим – этнографической точностью, обилием подробностей, запечатлённых со всей возможной тщательностью. Для людей второй половины XIX века детали далёкой чужой жизни оказывались «пиршеством для глаз» и обещанием праздника. А для потомков историческая достоверность полотен приобрела грандиозное значение – ведь по ним можно изучать особенности навсегда ушедших культур.

Сказанное можно отнести и к творчеству художника Людвига ДОЙЧА (Ludwig Deutsch, 1855-1935), оставившего после себя не только живопись, но и замечательной красоты пастели. Художник родился в Вене, в состоятельной еврейской семье. Образование начинал в Венской академии изящных искусств. С 1875 года жил в Париже, где работал под руководством Жан-Поля ЛОРАНА, в 1919 принял французское гражданство.

До 1885 года Людвиг Дойч рисовал только портреты и картины на исторические темы. Его выставки с успехом проходили в салонах Парижа, однако большая популярность к Дойчу пришла после его первого путешествия в Каир – постепенно парижская публика стала узнавать его уже как художника-ориенталиста. Вершины успеха мастер достиг в 1900 году, когда на Всемирной Парижской выставке получил Золотую медаль. Впоследствии художник неоднократно черпал вдохновение в поездках по арабскому Египту, осуществив, по некоторым источникам, более пяти путешествий в страну пирамид.

► «Целитель».


► «Часы молитвы». 1887 г.
Дерево, масло. 124,4 х 99 см.
Галерея Матаф, Лондон (Великобритания).


► «Продавец апельсинов».


► «Утренняя молитва»


► «Писарь».


► «Учитель».


► «Кофейня».


► «Предсказатель». 1906 г.
Дерево, масло. 80,6 х 64,1 см.
Частное собрание.


► «Двор университета».


► «Покупатель апельсинов».


► «В медресе». Около 1900 г.


► «В молитве». 1923 г.


► «Игра в шахматы». 1896 г.


► «Уличная сцена в Каире». 1889 г.
Холст, масло. 61 х 48,3 см.
Частное собрание.


► «Торговец из Салеба. Каир». 1886 г.
Дерево, масло. 54,6 х 45,1 см.
Частное собрание.


► «Нубийская дворцовая стража».


► «Страж дворца». 1892 г.
Дерево, масло. 52 х 33 см.


► «Портрет араба (Курильщик)». 1903 г.


► «Танец нубийца».


► «Осмотр».1883 г.
Дерево, масло. 40,3 х 27,3 см.














► «Писец». 1911 г.
Холст, масло. 50,8 х 36,8 см.


► «Дворцовая стража». 1900 г.
Дерево, масло. 57,1 х 41,2 см.
Галерея Матаф, Лондон (Великобритания).


► «Молитва у могилы».


► «Мебельный мастер». 1900 г.


► «Уличный торговец».








► «Обсуждение утренних новостей. Каир». 1885 г.
Дерево, масло. 61 х 44,5 см.
Частное собрание.


Источники:
Здесь + Википедия
Калмыкова В. Тёмкин В. Шедевры мировой живописи. XIX век. Ориентализм и Салон. – М.: Белый город, 2009.
Tags: ДОЙЧ Людвиг, Дети, Египет, Жанровая живопись/скульптура, Интерьер дворцовый, История костюма/причёски, Каир, Мозаика, Мрамор, Ориентализм, Путешествия/экспедиции, Учебные заведения/педагогика, Шахматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment