Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Участь мундира маршала Даву

► «Луи Николя Даву». Ок. 1830 г.
Литография. Издано в Париже.




«В ризнице села Холма-Агарева, принадлежащего слишком 100 лет фамилии КАРНОВИЧЕЙ и отстоящего от Ярославля в 35 верстах по направлению к Москве, можно видеть священническую ризу, отделанную изящным золотым шитьём, состоящим из дубовых и лавровых листьев, перемешанных с причудливыми арабесками. Происхождение этой ризы заслуживает внимания.

В войну 1812 года двое Карновичей, Пётр и Николай Петровичи, будучи офицерами лейб-гвардии Финляндского полка, участвовали в поражении, нанесенном французам, 6 ноября, под Красным. В этом сражении Николай Карнович взял жезл маршала ДАВУ, внесённый по повелению императора АЛЕКСАНДРА I, с особым торжеством, в С.-Петербургский Казанский собор, где он и ныне хранится среди трофеев Отечественной войны.

В числе военной добычи, на долю молодых прапорщиков пришёлся мундир маршала Даву. Мундир этот был отправлен в Ярославль и затем матерью Карновичей употреблён на украшение упомянутой ризы. Странная превратность: великолепное одеяние одного из знаменитейших французских маршалов, герцога Данцигского, было заготовлено в Париже для того, чтоб обратиться в России в облачение православного сельского священника. Сообщено Е.П. Карновичем».

Из статьи Е.П. Карновича «Участь Мундира Маршала Даву в России». Исторический вестник, т. VII, СПб, 1882, стр. 251.

Пётр Петрович Карнович, служивший в звании портупей-юнкера Лейб-гвардии Финляндского полка был произведён в прапорщики 13 августа 1812 года (задолго до сражения под Красным), а брат его Николай Петрович Карнович, также портупей-юнкер того же полка, за отличие был произведён в прапорщики 24 декабря 1812 года.

► Троицкая церковь в селе Холм-Огареве Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Фотография 2006 г.
Каменная церковь была построена по доступным источникам в 1814 году, то есть трофеи находились ещё в старой церкви.



► ГЕСС Петер фон (1792-1871) «Бой под Красным 5 (17) ноября 1812 г.». 1849 г., Германия.
Холст, масло. 223 х 258 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


Показана атака русских кирасир на отставшую колонну корпуса ДАВУ. Эта часть корпуса не успела войти в Красный и была отрезана. Это были группы «...мужчин, шедших вразброд, и женщин, тащившихся в хвосте колонны, растянутой в общем беспорядке... Люди шли вооружёнными, совершенно беззаботно. Но, увидев русских, они быстро сомкнулись и простым поворотом налево вытянулись в линию; подходившие примыкали к передним, ещё более растягивая строй». Их атаковали Орденский и Екатеринославский кирасирские полки.

Слева на картине можно видеть Екатеринославских кирасир с оранжевыми воротниками шинелей и чепраками. Они скачут на отстреливающихся французов. На первом плане слева – генерал М.А. МИЛОРАДОВИЧ (на гнедом коне) со штабом. Он приказывает оказать помощь французскому офицеру, лежащему на снегу. Милорадович принял на себя командование арьергардом армии незадолго до оставления Москвы и с той поры до изгнания неприятеля из пределов России возглавлял передовые отряды.

В правой части картины – большая группа неприятельских солдат, внешний вид которых именно такой, как его описывала отступавшая из Москвы вместе с армией актриса ФЮЗИ. «Странное зрелище представляла из себя французская армия, – пишет она. – Все солдаты были одеты в награбленное: один был в мужицком кафтане, другой – в коротенькой меховой кацавейке..., третий – в богатой купеческой поддёвке, но большая часть была одета в атласные женские шубы». Часть этих солдат готова защищаться. Видно, что это мужественные воины, несмотря на их опереточный вид. Другие – деморализованные, уже давно бросившие оружие, пробавлявшиеся мародёрством, бегут в надежде укрыться от русских среди повозок обоза. Но и здесь уже мелькают каски с волосяными гребнями русских кирасир. Это Орденский кирасирский полк, отличавшийся изображением звезды ордена Св. Георгия на медных налобниках касок и лядунках.

Вдали, на втором плане, видны колонны наступающих русских войск, отходящие французы и постройки Красного.



Источник: «Подмосковный краевед»
Война 1812: художник Петер фон Гесс. (12 картин).
Tags: Батальный жанр, ГЕСС Петер фон, ГЭ, Даву Л.-Н., История костюма/причёски, Казанский собор (СПб), Милорадович М.А., Неизвестный художник, Орден Святого Георгия/Георгиевский крест, Отечественная война 1812 г., Портрет, Реставрация, Церковные облачения/утварь, Эстамп, Ярославль/область
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments