morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Креветки Ци Бай-ши

МАКСИМОВ Константин Мефодьевич (1913-1994)
► «Портрет Ци Бай-ши».
► «Ци Бай-ши». Этюд. 1956 г.
Картон, масло. 22 x 13 см.
► «Ци Бай-ши». 1956





ЦИ БАЙШИ (кит. трад. 齊白石, упр. 齐白石, пиньинь: Qí Báishí; 1864-1957) – известный китайский художник, каллиграф и мастер резьбы по камню. Знаменит своими образцовыми произведениями в жанрах «цветы-птицы» и «травы-насекомые», признанный мастер изображения креветок.

Оригинал взят у mishoukov в Креветки Ци Бай-ши

к36
Основная часть текста взята из книги Е.В. Завадской «Ци Бай-ши», издательство «Искусство», 1982г.

Общепризнанным является мнение о том, что Ци Бай-ши достиг вершины мастерства именно в искусстве изображения креветок. Интересным фактом представляется то, что только в возрасте 55-60 лет художник обращается непосредственно к живым объектам природы, а до этого времени он исходил только из классической живописи.
До этого периода Ци Бай-ши работал в жанре «цветы и птицы» только в стиле гунби (тщательная/ прилежная кисть).
Рисовал креветок великий мастер часто и много, но, по воспоминаниям его современников, художник огорчался, что некоторые видят в нем лишь мастера изображения креветок и не более того. На одном из свитков Ци Бай-ши сделал надпись «Мне уже 78 лет, но я слышу часто, как люди говорят, что я умею только рисовать креветок. Как это несправедливо!»
ц20
Ци Бай-ши любил изображать не экзотических морских креветок, а обычных речных, которых называют «креветки с длинными лапками». Они бывают двух видов – белые и зеленые. В ранний период творчества художник чаще писал зеленые, а позже любил изображать белые креветки, так как их блеклый тон требует большей изощренности в работе тушью.
ц22
Речные креветки относительно небольшие по размеру. Особым изяществом отличается лист «Маленькая зеленая креветка», созданный восьмидесятилетним мастером.
Ци Бай-ши, естественно, основывался на изображении креветок на опыте традиционной живописи. Нередко к этому объекту обращались, например, минские и цинские художники, однако они трактовали этот мотив орнаментально, жестко и не глубоко. Лишь Чэнь Бань-цяо, Чжу Да и Ли Фу-тан представлялись Ци Бай-ши подлинными мастерами в искусстве изображать креветок.
ц24
До шестидесятилетнего возраста художник ограничивал себя лишь изучением образцов классического искусства, но не стремился при этом к слепому копированию, а старался творчески переосмыслить общепринятые нормы. На одном из своих свитков Ци Бай-ши написал: «Чжу Сюэ-гэ ( т.е.ЧжуДа) изображает креветок, но в них нет духа древности и простоты».
ц26
Когда Ци Бай-ши переехал жить в Пекин, ему представилась возможность изучать, наблюдать своего «излюбленного героя» в речках, озерах и прудах парков столицы.
ц28
Ци Бай-ши почти каждый день пристально наблюдал за ними, стараясь уловить и передать на бумаге своеобразие их движений, взаимосвязь друг с другом, изменения цвета в разной воде, полупрозрачность их тел, различные комбинации ракурсов.
ц30
Когда Ци Бай-ши спросили, как ему удается передавать с такой точностью все детали в строении креветки, он ответил так: «Я рисую каждый день. Нельзя пропускать ни одного дня».

ц32
Однако свитки, созданные мастером в последние двадцать лет жизни, качественно отличаются от прежних работ и большей полнотой структурной сложности объекта, и колористической тонкостью, и поразительной точностью композиционного построения картины.

ц34
Китайские исследователи, прежде всего Ху Пэй-хэн, подробно описывают каждый штрих, каждое движение кистью, которые использует Ци Бай-ши, рисуя креветок.
Сначала наносится штрих более светлой тушью кончиком кисти, потом поперечный центральной частью прямостоящей кисти (сверху он острый, снизу – округлый), затем делается сильный поворот кисти – так тремя штрихами передается тулово креветки. Затем наклонной кистью делаются два штриха по бокам тулова. Для изображения усиков креветки применяются другие кисти, меньшего размера, каждая из трех пар усиков пишется по-своему, исходя из прописанных правил. Глаза креветок Ци Бай-ши пишет двумя горизонтальными короткими штрихами, тушь темная, сухая.
ц36
Красоту и совершенство произведений Ци Бай-ши с изображением креветок китайский зритель нередко видит именно в этих горизонтальных штрихах: они считаются наиболее трудными в каллиграфическом отношении.
Ниже приведено поэтапное написание креветок из учебного пособия по живописи.
ц40
ц42
«Я рисую креветок уже несколько десятков лет, и, кажется, только сейчас начинаю немного постигать их характер», - писал Ци Бай-ши.
ц44
Действительно, монохромная живопись креветок требует от художника филигранного мастерства, знания свойств бумаги и туши, умения передать живой, движущийся объект, без права на малейшую неточность, которую рисовая бумага не простит – картина будет попросту испорчена.
ц46
Различные оттенки серого, вариации мокрой и сухой кисти, умение провести линию тушью по еще непросохшей бумаге, добившись эффекта частичного перехода и наплыва туши, при этом полный контроль над тем, насколько просохла бумага в нужном месте, правильные композиционные решения в согласии с размером листа – задача не из простых.
ц48
И хотя написание самой картины занимает несколько минут времени – это подобно исполнению сложнейшей музыкальной партии, где ценится неповторимое мастерство и виртуозное владение инструментом, кистью, причем самим инструментом становится и тушь, и бумага, а сам человек – определенным проводником, дирижером этой неповторимой симфонии оттенков туши.
ц50
На праздновании 93-лентия Ци Бай-ши китайский писатель Лао Шэ сказал: «На картинах Ци Бай-ши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые».
к57
Однако, создавая свои картины, он никогда не стремился к простому копированию природы. «Слишком много деталей на ножках у креветки, но я не собираюсь писать эти штучки» - говорил художник, имея в виду, что важно отбирать главное в объекте.
к45
Ци Бай-ши создал два основных типа живописно-графической композиции в изображении креветок. Традиции написания в альбомных листах и небольших по размеру свитках продолжены Ци Бай-ши, где он изображал обычно одну или две-три креветки.
Здесь мы видим увеличенные художником в размере, словно под микроскопом, креветки, рассмотренные им со всей тщательностью, но в отличие от механического глаза око художника видит не то, что объективно, а то, что ему видится. Ци Бай-ши воспроизводит сложную «арматуру» - линейный остов креветок, особенно членения лапок и изгибы усиков, но не передает их с анатомической достоверностью, а опускает детали, выделяет главное. На фотографиях виден процесс создания картины.
к54
к44
к51
к49
к53
к63
к48
к58
к50
Написанные монохромно, лишь черной тушью, но во всей полноте ее оттенков – от блекло-серого тельца, полупрозрачного в воде, до глубокой черноты в написании глаз – креветки Ци Бай-ши стали высочайшим эталоном живописного искусства работы тушью.
До Ци Бай-ши, столь неприметный, случайный и почти недостойный внимания художников мотив под кистью мастера превратился едва ли не в центральный образ в этом жанре.
Тут уместно вспомнить и провести аналогию с монохромной живописью бамбука у китайских классиков изобразительного искусства, которые видели в нем все многообразие жизни. Ци Бай-ши пошел дальше, и в новейшее время предложил, основываясь на принципах, не терпящих многозначности, новый объект, на первый взгляд недостойный и малопривлекательный – речные креветки. Но в их изображении чувствуется главное кредо художника - человеку не нужен возвышенный обман, жизнь прекрасна в своей простоте, надо лишь увидеть ее, постичь прекрасное можно во тьме истин обыденного существования.
ц50-1
Изобразив две креветки во всем их непритязательном естестве и причудливой, даже странноватой грации, восьмидесятипятилетний художник стал очень известным, благодаря тому, что большая типография отпечатала множество копий с этой работы, его работы стали доступны и известны в самых широких массах.
ц80
Другой подход к написанию креветок – свитки значительных размеров (200х70см, например). Стая креветок, словно поток, изливается сверху вниз. Неповторимость каждой и вместе с тем органичная связь со всеми, динамизм в сочетании с простотой, разнообразие выходят на первый план.
Креветки, написанные Ци Бай-ши, могут быть восприняты как абстрактная иероглифическая письменность, но в отличие от самой каллиграфии – здесь мы видим язык и письменность самой природы, который понял великий художник и смог перевести для зрителя и показать на бумаге.
ц82
Язык природы становится более понятным для многих, особенно воспитанных на музейных эталонах красоты. Действительно, с точки зрения принятых шедевров красоты и совершенства, что, например, живописного в обыкновенных головастиках или тех же креветках?
В девяносто лет, опытный мастер снова и снова возвращается к этому мотиву – пишет головастиков, гоняющихся за отражением лотоса в воде. Обостренное чувство фальши в искусстве и в жизни, к фальши расхожих понятий прекрасного и возвышенного во вкусе академических ремесленников толкает Ци Бай-ши к заостренной неброскости, некрасивости изображаемого, он как бы делает вызов, показывая истинную жизнь во всей ее неяркой красоте.
ц92
Известный китайский художник Пань Тянь-шоу писал, что «пока людям дороги мир, солнце, красота Земли, искусство Ци Бай-ши будет нужно людям».
Талант художника был оценен на его Родине, и он в 1953 году получил звание народного художника КНР.
ц88
Ци Бай-ши избирается председателем Всекитайского Союза художников, он был депутатом народного собрания.
к60
Ци Бай-ши и Чжоу Эньлай, премьер Госсовета и министр иностранных дел КНР.
к61
В 1956 году Всемирный Совет Мира присудил Ци Бай-ши Международную премию мира.
Несмотря на преклонный возраст и недуги, Ци Бай-ши только за последние годы жизни создал около 400 произведений, его последние годы отмечены огромным творческим подъемом и мировым признанием.
В 50-е годы им были созданы шедевры каллиграфического и живописного искусства, вырезано множество печатей, сформулированы в стихах важнейшие суждения о природе художественного творчества вообще и своем искусстве в частности.
Ци Бай-ши умер 16 сентября 1957 года, прожив 98 лет.
л30
Tags: Анималистика, Каллиграфия, Китай, МАКСИМОВ Константин Мефодьевич, Портрет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments