morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Сатирические листы Ивана Теребенёва

► «Наполеон с сатаной после сожжения Москвы». 1813 г.
Бумага, офорт раскрашенный. И.: 20,6 х 25,5 см; л.: 37,2 х 29 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




► «Наполеонова пляска». 1813 г.
Бумага, офорт раскрашенный. И.: 13,2 х 25 см; л.: 31,5 х 36; д.: 20,8 х 26,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




► «Наполеонова слава». 1813 г.
Бумага, офорт раскрашенный. И.: 18,4 х 27,8 см; л.: 32,6 х 42; д.: 23,2 х 29,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




► «Нос, привезенный Наполеоном с собою из России в Париж». 1813 г.
Бумага, офорт раскрашенный. И.: 16,5 х 26,5 см; л.: 27,8 х 33,4; д.: 20 х 28 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




► «Французские мародеры, испугавшиеся козы». 1813 г.
Бумага, офорт раскрашенный. И.: 17,8 х 19,8 см; л.: 26,5 х 38,5; д.: 22,4 х 27,8 см.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


► «Французский вояжер в 1812 году». 1813 г.
Бумага, офорт раскрашенный. И.: 12,7 х 24,5 см; л.: 26,3 х 32,7; д.: 18,5 х 25,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Из целого ряда произведений, посвящённых Отечественной войне 1812 года, русская сатирическая графика 1812-1814 гг. наиболее ярко отражает дух и пафос этой поистине народной войны. Не случайно в литературе эти листы принято называть «народной картинкой» или «лубком». Но их авторами были профессиональные художники, главным образом представители классической, академической школы.

Первые сатирические листы Ивана Ивановича ТЕРЕБЕНЁВА (1780-1815) вышли не ранее января 1813. Лучшие из них не столько высмеивают НАПОЛЕОНА и его солдат, сколько прославляют подвиги русских – такие работы, как «Русский Сцевола», «Геркулес города Сычевки», «Французские мародеры, испугавшиеся козы» и другие.

В работах Теребенёва чётко прослеживаются его приверженность классицизму, а также верная рука скульптора. Причудливое сочетание неотъемлемых приёмов карикатурного жанра (гипербола, утрирование форм, шарж) и строгой классической взвешенности композиции делает листы художника непревзойденными по красоте и почти плакатной выразительности. Отличительной чертой листов Теребенёва (в большинстве случаев) является наличие в них сочинённых им самим развёрнутых пояснительных текстов в форме реплик персонажей, стилизованных под простонародную речь.

С конца 1813 г. офорты Теребенёва стали излюбленными примерами для многочисленных подражаний не только в России, но и в Западной Европе. Несколько его карикатур скопировал и издал Дж. КРУКШЕНК, ведущий мастер английской политической карикатуры.
Tags: Враг рода человеческого, ГРМ, Живопись 1810-х, Живопись п.п. XIX в., Зима, Наполеон I/Наполеоновские войны, Отечественная война 1812 г., Русская изба, Сатира, ТЕРЕБЕНЁВ Иван Иванович, Череп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments