Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Немецкое платье царя Петра

► НЕВРЕВ Николай Васильевич (1830-1904) «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». 1903 г.
Холст, масло. 111 x 89 см.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.




► ВЕРФ Питер ван дер (1665-1722) «Портрет Петра I». 1690-е гг., Голландия.
Холст, масло. 56 х 49,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Поступил из Царкосельского Екатерининского дворца. Не представлено в постоянной экспозиции.




Европейский костюм был известен в России и в допетровское время. Но самые ранние представления о различных типах европейского мундирного платья, о практичных «немецких» (иностранных) костюмах юный ПЁТР получил в московской Немецкой слободе. В своё первое заграничное путешествие в составе «Великого посольства» он отправился уже в голландском костюме.

Предметы гардероба приобретались для царя в европейских странах во время его поездок либо заказывались портным через дипломатов и резидентов. В России заказы Петра I исполняли как иностранные, так и русские мастера, причисленные к штату придворных служителей.

Первый из петровских указов об изменении костюма (1700) предписывал носить «венгерское платье», крой и длина которого наиболее близки старой русской одежде.

Зато последующие указы, за неисполнение которых строго наказывали, обязывали бояр, дворян и «всех чинов служилых людей» (кроме духовенства и крестьянства) носить «французское платье». Сложившийся во Франции в конце XVII в. и заимствованный оттуда в России мужской костюм состоял из кафтана, камзола и коротких, за колено, штанов. Костюм дополняли кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с пряжками и шёлковые чулки. Из тканей использовались лён, сукно, шёлк, парча, бархат. В качестве декора широко применялись различные виды вышивки, кружева, полосы галуна.

Рассматривая прижизненные портреты царя и эрмитажную коллекцию «Гардероб Петра I» можно заметить, что явное предпочтение царь отдавал одежде коричневых и красных тонов.

► Неизвестный художник. «Беседа Петра I в Голландии». 1690-е гг., Голландия.
Холст, масло. 37 х 51 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Поступил в 1972 г. Приобретён в комиссионном магазине № 24. Происходит из собрания князя Куракина. Не представлено в постоянной экспозиции.
► Голландская шапка Петра I. Первая четверть XVIII в.
Шерстяная нить, бархат. Высота 24 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Поступил в 1946 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел). Происходит из Галереи Петра Великого.


Tags: XVII век, Алексей Михайлович, ВЕРФ Питер ван дер, ГЭ, Жанровая живопись/скульптура, Живопись 1900-х, Живопись XVII в., Живопись нач. XX в., Интерьер дворцовый, История костюма/причёски, Карты игральные, Москва/область, НЕВРЕВ Николай Васильевич, Наталья Кирилловна (жена Алексея I), Неизвестный художник/скульптор, Нидерланды/Голландия, Печи/камины, Портрет, Путешествия/экспедиции, Пётр I, Ресторан/кафе/таверна, Русские хоромы и палаты, Русское царство, СКМИИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments