Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

«Живописное враньё» - приговор для большинства картин

► ВОЛКОВ Василий Алексеевич (1840-1907) «Император Пётр Великий посещает наказного гетмана Полуботка в каземате Петропавловской крепости в 1724 году». 1900 г.
Холст, масло.
Местонахождение неизвестно.




В основе сюжета – историческая легенда.

18 (29) декабря 1724 г. в Петропавловской крепости умер черниговский полковник и наказной гетман Правобережной Украины Павел Леонтьевич ПОЛУБОТОК, обвинявшийся в многочисленных злоупотреблениях и превышении власти. Павел Леонтьевич Полуботок исполнял обязанности гетмана Войска Запорожского (1722-1724) после смерти Ивана СКОРОПАДСКОГО (1646-1722). В мае 1723 Полуботок был вызван в Петербург, где подал челобитную ПЕТРУ I об отмене новых стеснительных порядков, чем очень разгневал императора. Пётр велел Полуботка с товарищами посадить в Петропавловскую крепость, а имущество наказного гетмана конфисковать.

Павел Полуботок был отпет в деревянной церкви святого Сампсония Странноприимца на окраине Санкт-Петербурга, на Канцевской (позднее – Выборгской) стороне, и похоронен там же – при храме было первое общегородское кладбище.

По легенде, умирающего в тюрьме посетил сам император. В книге «История русов» (кон. XVIII – нач. XIX в.) приведены обличительные речи Полуботка, якобы произнесённые в заключении. В частности, перед смертью гетман сказал государю: «Я вражды к тебе никогда не имел и не имею, и с тем умираю, как христианин. Верю несомненно, что за невинное страдание моё и моих ближних, будем судиться от общего и нелицемерного Судии нашего, Всемогущего Бога, и скоро пред Ним оба предстанем, и Пётр с Павлом там рассудятся». Пётр Великий умер 28 января (8 февраля) 1725 г., то есть на 41-й день после Полуботка.

Неизданный дневник младшей дочери художника, Юлии, весьма скупо освещает процесс создания полотна: «Начата была у него ещё жанровая картина на исторический сюжет: «Пётр I в темнице у Гетмана Полуботка». Натурщиком для фигуры гетмана служил Запольский, и даже в лице гетмана чувствовались черты лица Запольского. Для Петра служили моделью несколько лиц, один из них – некто Ахшарумов (музыкант)». В книге историка Ивана Францевича ПАВЛОВСКОГО «К истории полтавского дворянства» Н. Запольский упоминается как «председатель полтавской уездной [земской] управы». Дмитрий Владимирович АХШАРУМОВ – личность более известная. По его инициативе в Полтаве были открыты музыкальное училище (1902) и отделение Императорского Русского Музыкального Общества (1909). Дмитрий Владимирович обладал несомненным внешним сходством с императором Петром Великим, о чём знал, и чем, по словам современников, очень гордился.

Судьба оригинала картины неизвестна. Она была представлена на выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1901 года. По одной из версий, в том же году художник продал полотно специально приезжавшему за ней в Елисаветград (ныне Кропивницкий) покупателю-англичанину.

Общественный резонанс, вызванный картиной Волкова, был довольно велик: статьи с упоминанием о ней напечатали журналы «Искры», «Нива», «Наш журнал». Авторы рецензий отмечали мастерство художника и недоумевали по поводу выбора сюжета.

Кроме каталога выставки, где помещена была чёрно-белая репродукция картины, появились воспроизводящие её почтовые открытки. Такие почтовые карточки в начале XX века были довольно популярны, они раскрашивались от руки и могли составлять обширные тематические коллекции.

В настоящее время картина известна лишь по репродукциям. Указывают на существование копии малоизвестного художника Я. ВИНГЛЯНСКОГО (1911 г.), но она, вероятно, воспроизводит не оригинал, а раскрашенную открытку 1901 года.

► Открытка.




► Открытка. 1905-1917 гг. Издательство «Йохведсон и Трахтенберг (IиТ ТДм)». Номер на карточке – 30.




► Портсигар «Пётр I и гетман Полуботок». 1908-1913 гг. Москва. Клейма: мастера «И.К» – Крутиковы Иван и Пётр Кирилловичи.
Серебро, литьё, чеканка, золочение. 115 х 85 х 15 мм, вес 244 г.
Частное собрание.




Источники:
Википедия
Погода Ю. «Живописное враньё»
Tags: ВОЛКОВ Василий Алексеевич, Декоративно-прикладное искусство, Петропавловская крепость, Полтава, Почтовые марки/открытки, Пётр I, Сампсониевский собор, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments