morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Рассматривая мозаики Спаса на крови. Актриса Элеонора Дузе.

► «Святая преподобномученица Евдокия». Мозаика по эскизу Альфреда Александровича ПАРЛАНДА (1842-1919).
Смальта.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург.




Храм Воскресения Христова (Спас на крови) построен на месте смертельного ранения императора АЛЕКСАНДРА II, которое произошло 1 марта 1881 года, в день поминовения святой преподобномученицы ЕВДОКИИ.

Собор возводился 24 года с 1883 по 1907 год по совместному проекту архитектора А.А. ПАРЛАНДА и архимандрита ИГНАТИЯ в ретроспективном русском стиле. При освящении храма митрополит АНТОНИЙ отметил, что «этот чудный храм является поистине достойным памятником Незабвенного Государя Александра II и в то же время памятником русского народа, русского искусства, ибо задуман и создан он чисто русскими людьми, из русских материалов и по лучшим образцам русского церковного зодчества старых времён, но в соединении с роскошью и совершенством искусства ХХ нынешнего столетия».

В прессе Петербурга начала ХХ века, отражавшей мнение правительственных кругов, храм Воскресения Христова получил восторженную оценку. В художественных кругах, напротив, его оценка была сдержанной и даже отрицательной – «Серебряный век» русской культуры встретил его общей критикой. Особенно резкими были суждения Николая Константиновича РЕРИХА и Сергея Константиновича МАКОВСКОГО.

Приведу пример наиболее язвительного и ироничного мнения А.А. РОСТИСЛАВСКОГО (Наброски о художественных делах. //Золотое руно, СПб., 1907, № 11-12, стр.107):

«На наружной стене храма Воскресения, построенного, как известно, в стиле Василия Блаженного и русских церквей ХVII столетия, на самом видном месте, около мозаичного Распятия помещено изображение св. Евдокии, поразительно напоминающее скверно воспроизведенную мозаикой известную фотографию известной итальянской артистки ДУЗЭ. Жаль, что и на другой стороне Распятия изображение св. Зосимы тоже не напоминает кого-либо из знаменитых современников, например профессора ПАРЛАНДА».

Ростиславский говорит о мраморном кресте с мозаичным Распятием Христа, выполненным по эскизу Парланда и установленном у подножия колокольни, в западной части храма.



По эскизу архитектора выполнены и две небольшие мозаичные иконы по сторонам Распятия. На них изображены святой преподобный Зосима Соловецкий и святая преподобномученица Евдокия, дни поминовения святых – это дни рождения и гибели Александра II.

Изображение святой Евдокии Парланд повторил дважды с наружной части здания – здесь и в тимпане кокошника северного шатра. По мнению Ростиславского, архитектор, создавая рисунок, придал святой черты знаменитой актрисы Элеоноры ДУЗЕ.

► «Святая преподобномученица Евдокия». Мозаика по эскизу Альфреда Александровича ПАРЛАНДА (1842-1919).
Смальта. 143 х 98 см. Площадь 11 000,99 кв. см.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург. Мозаика расположена снаружи, в кокошнике северного шатра, в нижнем ярусе.




► «Элеонора Дузе». Рисунок 1893 г.
► Э. Дузе в роли Памелы. «Памела в девушках» К. Гольдони. (Ольга СИНЬОРЕЛЛИ «Элеонора Дузе». – М.: Искусство, 1975).




Дузе (по-итальянски ударение в её фамилии падает на первый слог) – знаменитая итальянская актриса. Её репертуар – по преимуществу пьесы А. Дюма-сына, Сарду, Ибсена. Ей необыкновенно удавались роли женщины любящей и страдающей из-за любви. С огромным успехом она играла в Испании, Египте, Соединённых Штатах, Южной Америке. В России она гастролировала в 1891, 1896 и 1908 гг.

Публика, не знавшая её имени, встретила актрису настороженно, но первый же спектакль сломал лёд. Все запланированные сорок пять спектаклей прошли под шквал аплодисментов.

Один из спектаклей посетил молодой ЧЕХОВ, написавший сестре: «Сейчас я видел итальянскую актрису Дузе в шекспировской «Клеопатре». Я по-итальянски не понимаю, но она так хорошо играла, что мне казалось, что я понимаю каждое слово. Замечательная актриса! Никогда ранее не видал ничего подобного». Ему вторил утренний выпуск «Петербургских ведомостей»: «Г-жа Дузе, ярко выраженная итальянка по темпераменту и внешности, своим общечеловеческим содержанием близка всем. Она всем понятна, хотя и играет на мало кому знакомом итальянском языке; язык слов для неё лишь внешняя оболочка, в её распоряжении могущественное средство – богатый и гибкий язык чувств, тончайшая мимика, интонации необыкновенно музыкального голоса, прекрасные выразительные глаза».

► РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Портрет актрисы Элеоноры Дузе». 1891 г.
Холст, уголь. 108 x 139 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.




► СОРИН Савелий Абрамович (1878-1953) «Вдохновенная минута». 1907 г.
Холст, масло. 360 х 240 см.
Днепропетровский художественный музей, Украина.


Это дипломная работа художника. В 1907 году за картину «Вдохновенная минута» он был выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу.



► Афиша спектакля «Дама с камелиями» А. Дюма (сына) с участием Э. Дузе. 1891 г.
Бумага, печать. 44,5 х 18 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
► Программа спектакля. «Родина» Г. Зудермана. Гастроли Элеоноры Дузе. На русском и французском языках.
Бумага, цветная печать. 32 х 15 см (в сложенном виде).
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.




Источники:
МИШУРА О.О. Творческая интеллигенция рубежа ХХ века о храме Воскресения Хрпстова. /Научная справка. – СПб, ГМП «Исаакиевский собор», 2002.
СИДНЕВА И.А Мозаики шатров крылец храма Воскресения. /Научная справка. – СПб, ГМП «Исаакиевский собор», 1981.
СИНЬОРЕЛЛИ О. «Элеонора Дузе». – М.: Искусство, 1975.
Журнал «Вокруг света»
Tags: Александр II, ГТГ, Дюма А., Литература/цитаты, ПАРЛАНД Альфред Александрович, Православный календарь, РЕПИН Илья Ефимович, СОРИН Савелий Абрамович, Святые/иконопись/иконописцы, Скандал, Спас на крови, Театр (музыка/сценическое искусство), Топ-25 LiveJournal здесь и в группах, Фотография XIX-нач.XX века, Чехов А.П., Шекспир У.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments