Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Символика цветов на портрете Елизаветы Петровны

► Георг Каспар Иосиф фон ПРЕННЕР (1720-1766) «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». 1754 г.
Холст, масло. 202,8 x 157,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► Неизвестный художник «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». 1750-е гг. (Германия).
Холст, масло. 160 х 128 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.





Австрийский живописец фон ПРЕННЕР прибыл в Россию в 1750 г. по запросу Михаила Илларионовича ВОРОНЦОВА (1714-1767), которому для императорского двора был нужен «сильный портретист». Преннер родился в Вене около 1720 года. Когда ему было 22 года, он уехал в Италию, чтобы писать композиции для римских церквей в традициях барочной живописи. Будучи придворным живописцем императрицы ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ (1709-1761, 1762 по н. ст.), Преннер до 1755 года находился в Санкт-Петербурге, где создал этот портрет. Умер художник в Риме в 1766 г.

45-летняя государыня изображена на фоне тёмного облачного неба, её поза характерна для репрезентативных портретов. Преннер использовал приёмы стиля барокко – помпезность композиции, яркость и насыщенность колорита, пышность одежды, выразительность деталей. Художник тщательно выписал царские регалии: на императрице корона, лента и орден Святого Андрея Первозванного, в руке скипетр, перед ней – держава. На Елизавете платье, соответствующем царскому выходу, и горностаевая мантия.

Особенность полотна – обрамление из разнообразных цветов. Подобное изображение в венке было популярно в католической иконографии, в основном, так изображали Деву Марию и Святое Семейство. Пышные пионы и розы, разноцветные тюльпаны и гвоздики, нежные незабудки, васильки и яркие маки не просто придают праздничность изображению, но и насыщены аллегориями.

Над головой императрицы – большой подсолнух. Греческий миф повествует о Клитии, отвергнутой Аполлоном. Страдая, она медленно умирала и не отрываясь следила за возлюбленным – солнечным диском, пока не превратилась в цветок подсолнечника, поворачивающего свою головку вслед за светилом. Солнце всегда было символом королевской власти, можно вспомнить французского монарха ЛЮДОВИКА XIV (1638-1715), которого называли «королём-солнцем». Девиз под эмблемой подсолнуха из сборника Камерария 1590 года гласил: «Усну, когда скроется солнце».



В великолепном венке, обрамляющем композицию, доминирует царица цветов – роза. Она и красная – классический символ земной любви и страсти, и розовая – символ элегантной женщины в расцвете красоты, и белая, олицетворяющая небесное совершенство, и жёлтая – цветок удачи. В античную эпоху и в искусстве Ренессанса роза была атрибутом Венеры и её граций. Цветок связывали с вечно юной богиней из-за красоты и аромата розы, а колючесть шипов – с ранами любви. В западно-европейском христианском искусстве этот цветок связывали с Девой Марией – «розой без шипов», т. е. безгрешной. Легенда, упоминаемая св. Амвросием, рассказывает о том, что, пока не произошло грехопадение человека, роза росла без шипов.

Ещё один представитель царского цветника на полотне – тюльпан. Живописец с большим знанием ботаники передал всё разнообразие тюльпанов: огромных и маленьких, с удлиненными венчиками и выгнутыми лепестками. Их окраска поистине фантастическая: снежно-белая, ярко-красная, бархатисто-фиолетовая, жёлтая и пёстрая, в полоску. С древности повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье. В Нидерландах, а затем и во всей Европе редкие луковицы тюльпанов ценились весьма дорого, поэтому их цветки служили признаком богатства и знатности.

Яркие цветы пионов, роз, лилий и гвоздик находятся в гуще мелких цветов гипсофилы и узорчатых листьев и просматриваются будто сквозь белую воздушную вуаль. В добавление к цветочной «массе» мастер использовал гвоздику («цветок Зевса»), рябчик (Corona imperialis, «императорская корона»), пассифлору (Passiflora, «кавалерская звезда»). Все три названия подчеркивают царственную принадлежность изображённой.

Цветки с короной между околоцветником и тычинками декоративной лианы пассифлоры перекликаются с лучами звезды ордена Святого Андрея Первозванного на груди Елизаветы Петровны. Название рода в переводе с латинского языка «passio» – страсть, «flos» – цветок. Его второе название – страстоцвет (священнослужители усматривали во внешнем облике цветка символы «страстей Христовых»: своей формой крупные цветки с острыми лепестками олицетворяли терновый венец, пыльники (тычинки) – раны, а рыльце – гвозди, которыми был распят Иисус). Здесь изображена пассифлора голубая, называемая «кавалерской звездой».



В роскошную гирлянду не случайно вкраплены цветущие маки небывалой красоты, символизирующие неувядаемую молодость и женское очарование.

Первоначально портрет находился в родовом собрании графов Воронцовых – в имении Андреевском, которое славилось своей картинной галереей, прекрасным дворцом, парком, замечательной библиотекой и театром. Последней владелицей имения и этого портрета была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова. После революции эта работа попала во Владимирский музей, а уж затем в Третьяковскую галерею.



Источники:
фотографии и цветы
Маркина Л. «Царственная москвичка»/ «Наше Наследие» № 98, 2011 г.
Холл Д. «Словарь сюжетов и символов в искусстве» [PDF]
Tags: Барокко, Бриллианты/алмазы, Воронцовы, ГВСМЗ, ГТГ, ГЭ, Древнегреческая/римская мифология, Елизавета Петровна, Исторические драгоценности/регалии, Неизвестный художник, Орден Святого Андрея Первозванного, ПРЕННЕР Георг Каспар Иосиф, Портрет, Розы, Цветы/комнатные цветы в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments