Елена (the_morning_spb) wrote,
Елена
the_morning_spb

Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы

ЗУБОВ Алексей Фёдорович (1682/1683-1751) «Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 г». 1711 г. Оттиск второй половины XVIII в.
Бумага голландская с водяным знаком фабрики C&I Honig. Офорт, резец. 526 х 719 мм (лист обрезан).
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва.




Полтавская победа отмечалась в России с великим торжеством. В декабре 1709 г. в Москве восемь дней били в колокола, палили из пушек, гремели салюты и фейерверки. Для народа прямо на улицах было выставлено угощение. К встрече русских войск, победителей под Полтавой, в Москве готовились очень долго и старательно. Этот триумф должен был затмить всё, что до этого было в древней столице. Сам ПЁТР I приехал в Москву заранее, остановился в Коломенском и непосредственно участвовал в приготовлении торжеств.

В Москве, в разных концах города, построили семь триумфальных ворот от учреждений, сословий и частных лиц (Сенатские, от учителей Славяно-греко-латинской академии, Меншикова, Строганова, и других).

Эти ворота были украшены в барочном стиле живописными аллегорическими картинами, скульптурами, эмблемами и гирляндами. На одной из них была изображена колесница бога солнца, который олицетворял самого ПЕТРА, а над колесницей изображались летние знаки зодиака Рак (символ Полтавского сражения) и Лев, намекавший на короля КАРЛА, который пятился под победоносными ударами русских.

КАРЛА в московских аллегориях изображали то львом, то ослом в львиной шкуре, то даже Икаром, но все сюжеты высмеивали его гордыню, мнимое величие, агрессию, жадность, представляя шведского короля как оккупанта, покусившегося на чужое владение. На одной из картин аллегорическая Правда загоняла геркулесовой палицей шведов в темницу с надписью: «На квартиры в Москву».

По свидетельству английского посланника Чарльза УИТВОРТА, у первых триумфальных ворот царь встречен был сановниками, у вторых – губернатором столицы князем Матвеем Петровичем Гагариным, у третьих – дворянством, у четвертых – именитыми купцами, у пятых – духовенством, у шестых – вдовствующими царицами и царевнами, у седьмых – горожанами.

По пути триумфального шествия были расставлены оркестры и хоры певчих, которые разучили написанные по сему случаю кантаты, прославлявшие победителя. Перед домами стояли их владельцы с хлебом, солью и вином, которым угощали и самого Петра, и его сподвижников.
Tags: 1700-е, XVIII век, Военная история, Живопись 1710-х, Живопись нач. XVIII в., ЗУБОВ Алексей Фёдорович, Зима, Карл XII, Лошади, Москва XVIII века в живописи, Москва/область, Полтавская битва, Пётр I Алексеевич, Русское царство, Северная война 1700-1721
Subscribe

Posts from This Journal “Полтавская битва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments