morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

Categories:

Акварели Садовникова «Виды Петербурга» (2)

Акварели Садовникова «Виды Петербурга» (1)

► «Вид площади между Исаакиевским собором и Адмиралтейством». 1847 г.

Центральная часть рисунка занята огромным пространством замощённой камнем площади с экипажами и фигурками людей. В левой части изображено здание Военного министерства (бывший дом ЛОБАНОВА-РОСТОВСКОГО), построенное по проекту архитектора О. МОНФЕРРАНА в 1817-1820 годах. Его характерный фасад украшают восемь колонн коринфского ордера, поставленных на аркаду, сильно вынесенную вперёд. По обеим сторонам центральной арки и гранитных ступеней – фигуры львов (скульптор П. ТРИСКОРНИ), упомянутые А.С. ПУШКИНЫМ в «Медном всаднике». Правее виден Исаакиевский собор, за ним здание Конногвардейского манежа, за зеленью бульвара – силуэт Благовещенской церкви, построенной архитектором К.А. ТОНОМ в 40-х годах XIX века (снесена в 30-е годы как «не имеющая художественной ценности»). Весь пейзаж залит предзакатным солнцем и вызывает ощущение простора и строгой гармонии монументальной архитектуры.



► «Вид Невы и Петропавловской крепости». 1847 г.

Это излюбленный мотив петербургских пейзажистов. На переднем плане гладь реки переливается красками отражённого неба. Кажется, что тишину нарушают только равномерные всплески вёсел. В глубине – крепостные стены и стройная светлая колокольня Петропавловского собора, увенчанная золочёным шпилем. Справа и слева – корабли со спущенными парусами.



► «Вид набережной и Мраморного дворца». 1847 г.

Слева – Мраморный дворец и набережная, ограниченная парапетом, справа – часть Невы, в глубине – Васильевский остров. Небо с белыми клочьями облаков, голубая с переливами вода.
Мраморный дворец – замечательный памятник архитектуры раннего классицизма, с фасадами, облицованными преимущественно мрамором, построен в 1768-1785 годах по проекту архитектора А. РИНАЛЬДИ. Розовато-серые оттенки мрамора пилястр и гранита стен переданы Садовниковым несколько условно, здесь нет тончайших колористических нюансов, на которых строятся лучшие акварельные виды художника.



► «Вид Мариинского дворца». 1847 г.

Мариинский дворец был построен в 1839-1844 годах по проекту А.И. ШТАКЕНШНЕЙДЕРА для дочери НИКОЛАЯ I. Он стал подарком к её свадьбе с герцогом МАКСИМИЛИАНОМ ЛЕЙХТЕНБЕРГСКИМ. Всю центральную часть рисунка занимает фасад дворца; перед ним площадь, припорошенная снегом, с редкими прохожими и экипажами. Красиво вечернее небо с тонким серпом луны.



► «Вид на Благовещенский мост». 1851 г.

Когда в 1852 году В.С. Садовников подает в совет Академии художеств прошение о присвоении звания академика, среди представленных им работ, которые экспонировались на очередной выставке в Академии, был и один из трёх видов Благовещенского моста, выполненный годом раньше. На рисунке мост изображён во всю ширину листа со стороны Английской набережной. За мостом – Васильевский остров, справа видно здание Академии художеств. Фигуры людей даны довольно крупно, в свободной манере.



► «Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова».

Благовещенский мост (мост Лейтенанта Шмидта) был открыт в 1850 году. Оживлённый интерес петербуржцев к этому новому сооружению был естественным. Вот как свидетельствует об этом один из очевидцев: «Любимая прогулка теперь – Благовещенский мост, дивное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днём он кажется прозрачным, будто филигранный, лёгкий, как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающей между собой два города».
Именно с многочисленными фигурками прогуливающихся людей изображает Садовников первый постоянный мост через Неву. Акварель здесь уже теряет былую прозрачность, фигуры зарисованы с меньшей тщательностью. Вид моста сбоку, с набережной Васильевского острова. Можно хорошо рассмотреть семь чугунных решетчатых ферм с опирающимися на них арками и разводной пролёт у берега Васильевского острова.



► «Вид Нового Эрмитажа и Миллионной улицы». 1851 г.

Новый Эрмитаж – первое в России здание, созданное специально для размещения художественных коллекций музея, было возведено по проекту немецкого зодчего Лео ФОН КЛЕНЦЕ. Архитекторы В.П. СТАСОВ и Н.Е. ЕФИМОВ, осуществлявшие в 1842-1851 гг. проект Кленце, внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.



► «Вид Зимнего дворца ночью».

Акварель очень интересна с точки зрения колористических поисков художника. Мастерски переданы ночное небо и освещённый иллюминацией город.



► «Вид Большого Петергофского дворца со стороны Нижнего сада». 1845 г.

По диагонали в глубь листа тянется фасад Большого Петергофского дворца, обращённый к Нижнему парку, справа – мраморная балюстрада, украшенная декоративными вазами, за нею – высокие ели. У самой балюстрады – дамы с зонтиками, мужчины с обнажёнными головами. Слева, около стоящего перед подъездом экипажа царицы, собралась большая группа нарядно одетых людей. Жёлтый фасад, членённый белыми пилястрами, зеленовато-золотистые кроны деревьев мягко освещены закатным солнцем.



► «Вид Екатерининского дворца в Царском селе со стороны парадного двора».

Дворец перестроен архитектором РАСТРЕЛЛИ в 1752-1756 годах. На акварели Садовникова изображён фасад со стороны парадного двора; тонко передана сложность рисунка и красочность барочной архитектуры – зелёный цвет стен, блеск золочёной скульптуры, белизна колонн. На переднем плане, справа, видны фигурки кирасир, выходящих из караульного помещения; в глубине у ворот – строй гусар, идущих на смену.



► «Вид Каменноостровского дворца». 1847 г.

Каменный и Елагин острова в первой половине XIX века ещё были пригородами – любимым местом загородных прогулок петербуржцев.
Каменноостровский дворец создан в 1776-1781 годах под наблюдением архитектора Ю.М. ФЕЛЬТЕНА, предположительно по проекту В.И. БАЖЕНОВА. Дворец с екатерининских времен принадлежал царской семье. Он расположен на одном из петербургских островов – Каменном, названном так потому, что «сперва на этом острове лежало много каменьев», как говорится в старом путеводителе.
Фасад дворца на акварели обращён к Малой Невке, украшен строгим восьмиколонным портиком, полузакрыт окружающими его высокими деревьями. Хорошо переданы голубая с многоцветными переливами прозрачная вода Малой Невки, ажурный силуэт Каменноостровского моста, озарённое желтоватыми отсветами заката небо. Справа на берегу изображено прогуливающееся нарядно одетое семейство.




► «Вид Елагина дворца со стороны Средней Невки».

Елагин дворец построен в 1818-1822 годах по проекту архитектора К. РОССИ для матери АЛЕКСАНДРА I МАРИИ ФЁДОРОВНЫ. Названы дворец и остров по имени первого владельца приближенного ЕКАТЕРИНЫ II И.П. ЕЛАГИНА.
На переднем плане – берег Средней Невки, куда выходит восточный фасад дворца. Среди густой парковой зелени четко вырисовываются центральная полуротонда фасада, украшенная шестью коринфскими колоннами, и боковые портики с треугольными фронтонами на сдвоенных колоннах. В центральной части полукруглая лестница, оформленная мраморными декоративными вазами, чередующимися с чугунными корзинами для цветов. На переднем плане – две лодки с катающимися горожанами.

Tags: 1840-е, 1850-е, XIX век, Адмиралтейство (СПб), БАЖЕНОВ Василий Иванович, Государственный Эрмитаж, ЕФИМОВ Николай Ефимович, Жанровая живопись/скульптура/фото, Живопись 1840-х, Живопись 1850-х, Живопись сер. XIX в., Зима, Зимний дворец, Исаакиевский собор, КЛЕНЦЕ Лео фон, Классицизм, Лошади, МОНФЕРРАН Огюст, Мария (дочь Николая I), Мария Фёдоровна (жена Павла I), Мосты, Николай I Павлович, Ночь, Парусники, Пейзаж городской/сельский/морской/фото, Петербург XIX века в живописи, Петербург/Петроград/Ленинград/область, Петергоф (Петродворец), Петропавловская крепость, Простор меж небом и Невой, РИНАЛЬДИ Антонио, РОССИ Карл Иванович, САДОВНИКОВ Василий Семёнович, СТАСОВ Василий Петрович, Собаки, ТОН Константин Андреевич, ТРИСКОРНИ Паоло, ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич, Царское село (Пушкин)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment