morning (the_morning_spb) wrote,
morning
the_morning_spb

«Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи всё более и более сгущались...»

Костюмированный бал, состоявшийся во время Масленицы 1903 года в Зимнем дворце, был грандиозен. А его изюминкой стала идея императрицы Александры Фёдоровны – запечатлеть для потомков участников, облачённых в исторические костюмы XVII века. Причём силами лучших фотографов Санкт-Петербурга. На основе дворцовой съёмки Экспедиция заготовления государственных бумаг издала роскошный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», состоявший из десяти увражей (папок) большого формата. 21 гелиогравюра и 174 фототипии.

В 1913 году, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, появится колода игральных карт «Русский стиль». А на них – участники того самого бала. Эта карточная колода переживёт всех участников костюмированного праздника в Зимнем, вынесет смену политических режимов и благополучно доживёт до наших дней.



Вспоминает баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Фёдоровны:

«Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича ВСЕВОЛОЖСКОГО, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора. ...Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, – зрелище было поистине завораживающим» (1).

Не склонный к сантиментам император Николай II не скрывал радостных эмоций по поводу бала, растянувшегося на три вечера:

«11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовали русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 1/2.

13-го февраля. Четверг. В 9 1/2 начался бал в костюмах времён Алексея Михайловича в Концертной зале – повторение предыдущего для Мама [вдовствующая императрица Мария Фёдоровна]. Миша [великий князь Михаил Александрович, младший брат царя] тоже приехал. Бал прошёл весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 10 (2) поехали на бал к графу А.Д. Шереметеву [Александр Дмитриевич, шталмейстер Двора Е.И.В., меценат и музыкант-любитель, начальник Придворной певческой капеллы]. Половина общества была "наша" – в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски» (3).

Конечно, спустя годы многое стало восприниматься иначе. Великий князь Александр Михайлович, удачно избежав гибели в Смуту и оказавшись в эмиграции, через десятилетия представит веселье в Зимнем роковым знамением: «Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочёл приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода. ... Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи всё более и более сгущались на Дальнем Востоке» (4). Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Но в 1903 году двор веселится, не задумываясь о будущем.



В колоде «Русский стиль» у некоторых карточных фигур были реальные и вполне узнаваемые прототипы. Создатель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович был женат на сестре царя Ксении Александровне – её фотография в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания червовой дамы.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века, – это не кто иная, как дама треф.

В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни.

Бубновый валет – великий князь Андрей Владимирович (сокольничий в праздничном одеянии).

Трефовый валет – великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века.

Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, в костюме боярышни. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Петровна Дурново, урожденная светлейшая княжна Волконская. Очевидно, что в данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал выразительный обобщенный образ. И ему это удалось.

Неординарна ситуация и с червовым королём. Его костюм – это маскарадное одеяние Николая II. «На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в своё время царь Алексей, – "малиновая и белая с золотой вышивкой", писала императрица» (5). Однако король лишь отдалённо напоминает царя Николая: придать большее портретное сходство с императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением верховной власти.

Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного – достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окружённые древнерусским оружием и доспехами, – точь в точь, как на тузах в нашей колоде.

Прообразом трефового короля стал адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Николаевич Граббе (6) в одежде жильца 1647 года.

Оттолкнувшись от образа действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Николаевича Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века, неизвестный художник нарисовал бубнового короля.

А пиковый валет – это штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.

Одним из прототипов червового валета послужил адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков (7) в костюме боярина XVII века. А ещё – подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер в наряде начального человека из жильцов времён царя Алексея Михайловича и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель в наряде сокольничего...

Костюмированный бал на масленицу 1903 года стал последним радостным событием времён царствования императора Николая II. Следом непрерывной чередой пошли лишь горести и печали: неудачная война с Японией, Кровавое воскресенье, Смута... А карты «Русский стиль» остались красивым напоминанием о самом зрелищном бале Российской империи.



Эскизы для карт «Русский стиль» были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году. В 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года – Александровская мануфактура).

Фабрика с 1819 года осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз карт из-за границы был запрещён, чем устранялась всякая конкуренция. Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собою конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (ст. 1351 Уложения о наказаниях).

Если в 1901 году фабрика выпустила 5460 тысяч колод, то в 1912 – свыше 12 миллионов. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5 рублей 50 копеек до 12 рублей.

После революции карточная фабрика была закрыта на несколько лет. В 1923 году фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам.

На картах колоды «Русский стиль» первого выпуска было изображение пеликана, кормящего детей мясом своего сердца. Этот аллегорический знак сопровождался надписью: «Себя не жалея питает птенцов». Подразумевалось, что правительство вовсе не думает о собственной выгоде, а печётся исключительно о благе детей-сирот: доход, получаемый от продажи карт, правительство обращало в доход Воспитательного дома и его несовершеннолетних питомцев – сирот и подкидышей. Азартные карточные игроки были убеждены в том, что они своей пагубной страстью помогают детям. В рассказе Николая Семеновича Лескова «Интересные мужчины» один из героев говорит: «... а сами – чтобы не заскучать – сели под вечерний звон «резаться», или, как тогда говорилось, «трудиться для польз Императорского Воспитательного дома».

Примечания:
1. Цит. по: Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 776.
2. Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 711, 712, 713.
3. Александр Михайлович, великий князь. Книга воспоминаний. Глава XIII. Гроза надвигается // http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/13.html.
4. Цит. по: Дневники императора Николая II (1894-1918). Т. I (1894-1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 776.
5. С 1911 г. – командир лейб-гвардии Сводно-казачьего полка, с которым вступил в Первую мировую войну. Был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. Позднее командовал 3-й бригадой 1-й гвардейской кавалерийской дивизии (1915), 4-й Донской казачьей дивизией (1915-1917). В мае 1916 года был назначен наказным атаманом области Войска Донского. Донской атаман в эмиграции. Председатель Союза Георгиевских кавалеров.
6. Командир императорской яхты «Нева» (1909-1910) и канонерской лодки «Хивинец» (1910-1911). В 1912-1913 гг. – флаг-капитан штаба начальника бригады линейных кораблей эскадры Балтийского моря. В июле 1913 г. назначен военно-морским агентом в Англии и одновременно – членом русского правительственного комитета в Лондоне. В 1916 г. получил чин контр-адмирала и одновременно зачислен в Свиту Его Императорского Величества. После революции оставался в Лондоне морским агентом белых русских правительств.
7. Гарин Л.Ф. Художник и карты // Панорама искусств. Вып. 11: [Сб. статей и публикаций]. М.: Советский художник, 1988. С. 252-265 // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=986.


С. Экштут «С короля – на бал» («Родина» №716 [7], 2016 г.)
Tags: Александр Михайлович (внук Николая I), Александра Фёдоровна (жена Николая II), Алексей Михайлович, Андрей Владимирович (внук Александра II), Бал, Германия, Елизавета Фёдоровна, Зимний дворец, Иван IV, История костюма/причёски, Карты игральные, Костюмированный бал 1903 года, ЛИТОВЧЕНКО Александр Дмитриевич, Лесков Н.С., Литература/цитаты, Мария Фёдоровна (жена Александра III), Маскарад, Масленица, Михаил (сын Александра III), Николай II Александрович, Русский народный головной убор, Фотография XIX-нач.XX века, Юсуповы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments